Табари (Ат-Табари) (англ. At-Tabari)

Табари (Ат-Табари) (англ. At-Tabari), (Абу Джафар Мухаммед ибн Джарир ат-Табари, ок. 839, Amol, провинция Табаристан на побережье Каспийского моря, Персия – 17.02.923, Багдад) – знаменитый арабский богослов, перс по рождению, авторитетный знаток и толкователь Корана, историк и ученый, плодотворно работавший во многих областях знания (мусульманское право, лексикография, грамматика, поэзия, этика, математика, медицина). Родился в Персии, жил в Египте, Сирии, Ираке. Большую часть жизни провел в Багдаде, где и умер. В юности много лет посвятил изучению хадисов (преданий о делах и словах пророка Мухаммеда). С конца 70-х гг. IX в. преподавал мусульманское предание (сунну) и право в Багдаде. Значительная часть сочинений Табари не сохранилась, однако до нас дошли его монументальная «История пророков и царей» («Тарик ар-русул ва аль-мулук»), в которой изложил всеобщую историю от сотворения мира до своего времени (915 г.), и многотомные толкования и комментарии к Корану – «Собрание разъяснений к толкованию Корана» («Джами’ аль-байан фи тафсир аль-Кур’ан» или просто «Тафсир»). Эти труды являются результатом многолетней кропотливой работы и свидетельствуют о колоссальной эрудиции автора. «История пророков и царей» по обилию фактов и точности изложения является одним из важнейших источников по истории Арабского Халифата. Том 1 (деление на тома введено европейскими издателями): общие сведения и изложение древней истории народов Ближнего Востока; том 2: история государства Сасанидов; тома 3–6: подробная погодовая история периода Мухаммеда и первых четырех праведных халифов; тома 6–9: история халифата Омейядов; следующие четыре тома: история халифата Аббасидов. Табари использовал как устные предания, так и сочинения ранних арабских авторов, до нас не дошедшие, при этом он включал в свой труд обширные отрывки из их сочинений. Изложение материала дается в форме анналов в хронологическом порядке синхронно для разных народов. «Тафсир» (Толкование Корана) Табари по широте охвата материала, беспристрастности, с которой автор приводит разнообразные, зачастую противоречивые мнения, не имеет себе равных в истории мусульманской экзегетики. Этот труд включает фрагменты многих не дошедших до нас сочинений предшественников, что позволяет получить уникальные материалы о раннем периоде развития мусульманской экзегетики. В эпоху острых споров вокруг самого понятия «тафсир» (т. е. толкования) Табари предложил в некотором отношении компромиссное мнение. Он разделил коранические тексты на три категории: (1) – те, которые недоступны пониманию людей, их подлинный смысл известен только Аллаху; (2) – те, смысл которых можно выявить, опираясь только на традиционные разъяснения, восходящие к самому Пророку; (3) – те, сложности толкования которых являются лингвистическими и снимаются с помощью знаний филологов. Взгляды Табари на методику работы с текстом оказали огромное влияние на последующие поколения мусульманских экзегетов. Основанный на принципе «сунна разъясняет Коран», труд Табари стал важнейшим достижением того направления исламской экзегетики, которое получило название «ат-тафсир би-л-ма’сур» – толкование с помощью традиций. Табари основал и свою религиозно-правовую школу – джаририйя.

Старый адрес этой страницы: http://biograpedia.ru/?q=node/550

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

17 − = 7