Авиценна

Авиценна (ابو علی حسین بن عبدالله بن سینا), (Абу Али Хусейн ибн Абдаллах ибн Хасан ибн Али ибн Сина, 16.08.980–18.06.1037, Хамадан) – персидский учёный, мыслитель, философ и врач, прозванный «эмиром врачей», писатель и поэт, обладавший почетным титулом аш-Шейх ар-Раис («Духовный наставник мудрых»). Происходил из Мавераннахра из состоятельной семьи. По преданию, его отец был исмаилитом и служил финансовым чиновником в одном из приказов (диванов) Балха. При Саманиде Нухе II ибн Мансуре (976– 997) отец переезжает в Бухару, а затем получает место по финансовой части в пригороде Бухары в Хармайсане. Здесь он женится на девушке по имени Ситара из селения Афшана, у которой в августе 980 г. рождается сын, будущий великий учёный, известный в мире под именем Авиценна. Когда мальчику исполнилось пять лет, семья переезжает в Бухару. Мальчик быстро освоил грамоту, благодаря хорошей памяти к девяти годам выучил наизусть Коран, знал художественную литературу, «индийский счёт» (арифметику). Отец постарался дать сыну хорошее образование, наняв для сына объявившегося в Бухаре «бродячего» учителя Абу Абдаллаха Натили, под руководством которого ибн Сина обучался философии, математике и логике, увлёкся медициной и усиленно занимался её изучением. После отъезда Натили в Гургандж занимался самообразованием, учился он упорно, не жалея сил и времени. В автобиографии он пишет: «И стали раскрываться передо мною врата науки. Потом я увлёкся наукой врачевания и стал читать книги, написанные о ней. Медицина не из трудных наук, и поэтому за короткое время я настолько овладел ею, что даже самые превосходные мужи медицины стали учиться у меня науке врачевания. Я стал посещать больных… В это время я был юношей шестнадцати лет. Затем, в течение полутора лет, я продолжал свои занятия науками, вновь взявшись за изучение логики и всех частей философии. За это время я не спал целиком ни одной ночи, а днём не занимался ничем иным, кроме науки… Когда же мною овладевала дремота, то мне воочию снились эти вопросы и сущность многих из них прояснилась во сне… Всё, что я познал тогда, – это то, что я знаю теперь; к тому ничего не прибавилось по сей день». О том, что Авиценна стал известен как врач в очень юные годы, свидетельствует тот факт, что он, будучи 16-летним юношей, был приглашён ко двору Нуха II, эмира – правителя Бухары, страдавшего от какой-то болезни. Ибн Сина вылечил эмира и в благодарность получил право пользоваться дворцовой библиотекой.  В своей автобиографии учёный описал её довольно подробно, и это описание позволяет заключить, что библиотека эмира была организована на вполне для того времени научном уровне и снабжена систематическим каталогом. Она занимала несколько огромных залов, в каждом из которых содержались рукописи по отдельным отраслям знаний. На столе в каждом зале находился ларец со списком рукописей этого зала и указанием места нахождения. Однако все сокровища этой великолепной библиотеки вскоре погибли в огне пожара. Будучи известным врачом, Авиценна продолжает свои занятия философией, которая, в отличие от медицины, не давалась ему так легко. По его словам, однажды он купил рукопись арабского перевода «Метафизики» Аристотеля. Он прочёл её 40 раз, выучил наизусть, но понять так и не смог. Близкий к отчаянию, он случайно всего за 3 дирхема купил на бухарском базаре рукопись комментариев ал-Фараби к этой книге и как будто прозревает для последующих философских занятий. После смерти отца вынужден был поступить на службу при дворе эмира. Затем наступили годы странствий. Он переезжал из одного города в другой и жил при дворах разных правителей Средней Азии и Ирана, занимая должность врача, а временами и советника-визиря. Из-за дворцовых интриг ему порой угрожала смерть, но учёный продолжал плодотворно работать. До самой смерти Авиценна не смог вернуться на родину. Когда он был в Хорезме, где собрались выдающиеся ученые того времени, султан Махмуд Газневи потребовал от хорезмшаха отослать их к нему в Газну. Хорезмшах вынужден был тянуть время и прибегать к иным хитростям, чтобы только дать возможность уехать учёным, не желавшим служить грозному султану. Султан Махмуд приказал нарисовать портрет Абу Али и сделать с него сорок портретов-копий, а потом разослал эти портреты по областям, написав их правителям: «На этом рисунке изображён человек по имени Абу Али ибн Сина. Пусть его найдут и доставят ко мне». Кроме Хорезма Ибн Сина побывал у других властителей, нередко испытывая лишения, то становясь визирем, то пребывая в тюрьме, но и в этих условиях не прекращал заниматься наукой. Даже в свой последний час он думал о людях – перед смертью он раздал всё своё имущество беднякам. Смерть застала его в Хамадане 18 июня 1037 года, он умер от острых желудочных колик. Так была окончена жизнь, ставшая свидетелем сильных политических и общественных потрясений и отмеченная многочисленными невзгодами. Авиценна пережил в своей жизни взлёты и падения, много счастливых и трудных моментов. Исполняя обязанности врача при различных правителях, он вёл очень активную общественную жизнь. Иногда он вынужден был даже брать на себя ответственность за управление государственными делами. В то же самое время это не мешало ему жить интенсивной интеллектуальной жизнью, о чём свидетельствуют количество и тематика его сочинений. Авиценна обладал огромной физической силой и выносливостью, и, проводя долгие ночи часто в вынужденных застольях, уходил оттуда писать трактат по какой-нибудь философской или научной проблеме. Казалось, никакие внешние беспорядки мира не могли повлиять на его интеллектуальную плодовитость. Человек, погружённый в мирскую жизнь столь же глубоко, сколько в политическую и дворцовую, сумел заложить фундамент средневековой схоластической философии, синтезировать традиции врачебного искусства Гиппократа и Галена и оказать беспрецедентное влияние на исламские искусства и науки, которого никто не смог повторить. Ибн Сина оставил потомкам великое духовное наследие. По некоторым данным, ему принадлежат более 400 сочинений на арабском языке, более 20 – на персидском (фарси). Он внёс огромный вклад прежде всего в медицину и философию, но также и в физику, астрономию, химию, зоологию, геологию, математику, поэзию и музыку. Выдающееся место в его наследии принадлежит многотомной «Книге исцеления» («Кита баш-Шифа»), в этой философской энциклопедии наряду с изложением логики и метафизики даётся картина всех естественнонаучных знаний того времени. Ибн Сина создал также сокращённые версии этой энциклопедии: «Книгу спасения» («Наджат») и «Книгу знания» («Даниш-намэ»). Особенно велик вклад Ибн Сины в медицину. В «Каноне врачебной науки» («Канун»), фундаментальном энциклопедическом труде по искусству врачевания в пяти томах (лат. пер. 1493 г.), он подытожил накопленные знания и выдвинул оригинальные идеи, которые на века определили пути развития медицины. Здесь изложены взгляды автора на философию медицины, учение о так называемых соках (кровь, лимфа, желчь) и различных телосложениях, основы анатомии человека, рассматриваются причины болезней, их симптомы и способы лечения. Задолго до открытия микроорганизмов Ибн Сина предупреждал о существовании невидимых переносчиков болезней и о возможности распространения болезней через воздух. Много внимания уделяется в «Каноне…» не только способам лечения, но и вопросам профилактики, сохранения здоровья, правильного здорового питания. В нём содержатся также сведения о более чем 1500 лекарствах и лекарственных растениях. «Канон» оказал огромное влияние на развитие медицины и много веков был обязательным руководством в Европе и странах Востока. Философские и научные трактаты Авиценны по логике, психологии, космологии и метафизике пользовались известностью, несмотря на то, что его основное философское сочинение «Книга исцеления» было объявлено еретическим и сожжено в Багдаде в 1160 году. Сохранились и стихи Авиценны на арабском и персидском языках, а также «эзотерические» философские труды: «Указания и наставления» («ал-Ишарат ва-т-танбихат»; книга философских мыслей и практических наставлений), «Трактат о любви» («Рисалат фи-л-ишк»), трилогия «Хайй ибн Йакзан» («Живой, сын Бодрствующего»), «Трактат о птицах» («Рисалат ат-тайр»), «Логика людей Востока» («Мантик ал-машрикйййн»). Из высказываний Авиценны: «Безделье и праздность не только рождают невежество, они в то же время являются причиной болезни». –– «Врач должен обладать взглядом сокола, руками девушки, мудростью змеи и сердцем льва». –– «Кто стар, тот молодым огнём пылать не может».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

22 − 21 =