Номер журнала «Новая Литература» за июль 2023 г.

Буридан (Buridan), Жан

Буридан (Buridan), Жан (ок. 1295, Бетюн – ок. 1358, Париж) – французский учёный, логик и философ-схоластик. Родился лся в Бетюне, в провинции Артуа (Béthune, Artois). Преподавал философию в Парижском университете (с 1328) и был его ректором (1347?). Предание, послужившее впоследствии сюжетом для одной средневековой драмы, о том, что Буридан в юношеские годы находился в связи с королевой Жанной Наваррской, женой короля Филиппа IV Красивого (по другой версии – Маргаритой Бургундской), затем был брошен в Сену и едва спасся вплавь – не заслуживает доверия. Как бы то ни было, по каким-то причинам он покинул Париж, бежал в Вену, где он будто бы содействовал учреждению в этом городе университета (1356). Впрочем, это не доказано.

Учился у английского философа Уильяма Оккама (ок. 1285 – 1347) и способствовал распространению во Франции его философских и естественнонаучных идей. Большая часть трудов Буридана – комментарии или «вопросы» к сочинениям Аристотеля и трактаты по логике: «Quaestiones in X libros Ethicorum Aristotelis» (Париж, 1489), «Quaestiones in VIII libros Phy sicorum Aristotelis, in libros de Physica et in parva naturalia» (Париж, 1516), «In Aristotelis Metaphysica Sophismata» (1518); «Compendium Logicae» (Венеция, 1487, in folio); «Summula de dialectica» (учебник, Париж, 1487);  «О логическом следовании» («Consequentiae»), где рассматриваются законы дедуктивного вывода; и «Софизмы» («Sophismata»). В логических исследованиях и натурфилософии Буридан опирался на принципы логики и теории познания Оккама, но не считал возможным распространить их на область метафизики и теологии. Определение научного знания Буридан расширил так, что в него вошло и опытное естествознание.

Прославился он своим учением о свободе воли. Воля находится под определяющим влиянием разума. Человек желает того, что представляется его разуму наибольшим благом. Воля действует соответственно тому, как судит разум. Если разум решит уверенно, что предполагаемое благо есть благо преимущественное – совершенное и всестороннее, то воля устремляется к нему с необходимостью. Из этого следует, что если разум признаёт одно благо высшим, а другое – низшим, то воля при одинаковых условиях устремится к высшему. Когда же разум признаёт то и другое благо равноценным, то воля совсем не может действовать. Чтобы доказать правильность детерминизма и невозможность свободного самоопределения воли и сбить с толку своих противников, Буридан, говорят, привёл в пример осла, который, будучи поставлен перед двумя равноудалёнными и равновеликими охапками сена (или двумя вёдрами воды), неминуемо погиб бы от голода или жажды, если бы у него существовала полная свобода выбора (liberum arbitrium indifferentiae), оставаясь на одном месте, поскольку для преимущественного выбора одной из них нет никаких оснований. Этот философский парадокс носит название «Буриданов осёл». В сочинениях самого Буридана этого примера нет, можно только предположить, что он или был приведён им в устной беседе или же только ему приписывается. Однако физический принцип состояния покоя приводится у Аристотеля, труды которого Буридан хорошо знал: «одновременно двигаться в противоположных направлениях невозможно, поэтому оно [тело] по необходимости должно покоиться» (Аристотель, «О небе», II, 13). Возможно, Буридан перенёс физический принцип на своё учение о свободе воли.

Буридану принадлежит также средневековая модификация аристотелевского учения о движении, известная как теория импетуса (лат. «impetus» – толчок, порыв), которая объясняет движение тел, продолжающееся при кажущемся отсутствии внешнего воздействия. Тело, например, при броске, получает движущую силу (импетус), которая, оставаясь в нём некоторое время, сама затем выступает в качестве двигателя. Хотя такая идея выдвигалась и до Буридана, в его работах учение об импетусе приобрело статус физической теории. Быть может, в связи с этим парадоксом учёному несправедливо приписывают так называемый «ослиный мост» (pons asinorum), т.е. всякие вспомогательные средства (подсказки), при помощи которых учитель старается навести ученика на мысль, до которой он не может додуматься сам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Как издать бумажную книгу со скидкой 50% на дизайн обложки