Ченнини (Cennini), Ченнино

Ченнини (Cennini), Ченнино (ок. 1360, Colle di Val d’Elsa, Тоскана – после 1437, Падуя?) – итальянский живописец, писатель, теоретик искусства. Ни одно из его произведений не дошло даже до Вазари, и единственная приписывавшаяся ему фреска находится в таком разрушенном состоянии, что не позволяет сделать никаких выводов о живописной манере автора. Зато сохранился его «Трактат об Искусстве» («Il Libro del’Arte o Trattato della Pittura di Cennino Cennini», Firenze, 1859; трактат этот открыл в 1821 г. кавалер Тамброни – Tambroni – в библиотеке Ватикана и в том же году опубликовал его). О самом авторе мы знаем только то, что он сам рассказывает о себе в своей книге. А именно, что он – живописец, ученик Аньоло Гадди (Agnolo Gaddi), который в свою очередь учился живописи у своего отца, Таддео Гадди, а этот последний – у Джотто. Таким образом, связь автора с идущими от великого реформатора тосканской живописи традициями несомненна, и он признает её с гордостью. Некоторые косвенные указания позволяют допустить, что Ченнини был уроженцем Тосканы, может быть даже Флоренции, но затем  перебрался в Падую, где женился на местной  жительнице и работал всю остальную жизнь. Трактат написан в последние годы XIV века (ок. 1398 г.) и представляет собой свод практических правил, советов и рекомендаций для начинающих живописцев, желающих стать большими мастерами. Правила и наставления эти обоснованы громаднейшим опытом, преемственностью и богатейшей живописной культурой. Он суммирует весь технический живописный опыт средневековья, подводит ему итоги и в то же время делает робкие шаги в сторону постановки и разработки тех новых проблем, разрешение которых выпало на долю кватроченто. Вся книга Ченнини посвящена почти исключительно описанию живописной техники: как нужно выбирать и грунтовать доски, готовить кисти, растирать краски, чинить перо, как нужно писать фрески и работать по сухому, накладывать и полировать золото, даются инструкции миниатюристам и тем, кто работает по росписи тканей и стекол, а также описание способов изготовления слепков (рус. пер. А. Лужецкой: Ченнино Ченнини «Трактат о живописи», ИЗОГИЗ, Москва, 1933). Как овладевали практикой во времена Ченнини: «Знай, что для того чтобы научиться, надо немало времени, как-то: сначала в детстве, по крайней мере, с год надо упражняться в рисовании на дощечке, затем побыть некоторое время у учителя в мастерской, чтобы уметь работать во всех отраслях нашего искусства. Затем приняться за стирание красок и заниматься некоторое время этим, потом – молоть гипс, приобрести навык в грунтовке гипсом досок, делать из гипса рельефы, скоблить, золотить, хорошо зернить и так в течение шести лет. Затем практиковаться в живописи, орнаментировать при помощи протрав, писать золотые ткани, упражняться в работе на стене, и это – ещё шесть лет. Всё время рисуй, не пропуская ни праздничных, ни рабочих дней. И таким образом природная склонность превращается, благодаря долгому упражнению, в большую опытность. Иначе же, избрав иной путь, не достигнешь совершенства» (гл. CIV). По подсчёту Ченнини на ученичество уходит более двенадцати лет; сам Ченнини у Аньоло учился 12 лет, но отец и учитель Аньоло, флорентинец Таддео Гадди, учился у великого Джотто в течение 24 лет (гл. LXVII). К сказанному следует прибавить, что вслед за ученичеством шли долгие годы мастерской практики. Ченнини предупреждает своего читателя: «Для примера даю тебе эту книжечку. Если ты её станешь изучать денно и нощно, но не пойдёшь для практики к какому-нибудь мастеру, ты никогда не достигнешь того, чтобы с честью стать лицом к лицу с мастером» (гл. CIV).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

6 × 1 =