Деметрий Фалерский (Demetrius Phalereus)

Деметрий Фалерский (Demetrius Phalereus) (ок. 350, Афины – ок. 283 до н. э., Египет) – греческий государственный деятель и философ, ученик и друг Теофраста. Родился в Афинах и принадлежал к дему Фалер из города Фалера в Аттике. Он был человеком незнатного происхождения, его отец, Фанострат, был рабом. Философское образование получил в Ликее у Теофраста, состоял в приятельских отношениях с драматургом Менандром. По свидетельству Цицерона, Деметрий занимался с равным успехом философией и красноречием, и, увлекаясь политикой, с молодых лет принимал участие в общественных делах своего отечества, прославившись как оратор. По политическим убеждениям он был противником демократов и сторонником умеренной олигархии. В промежуток времени между взятием Афин Антипатром и занятием цитадели Мунихийской сыном его Кассандром, Деметрий вынужден был дважды оставлять своё отечество, будучи обвинён в первый раз в святотатстве, а в другой раз – в предательстве. Был приговорён к смерти Фокионом, но спасся бегством. Удалившись к Кассандру, он заслужил его доверие, и когда этот полководец овладел Афинами (317 г.), которые восстали против македонян, он навязал афинянам в правители (эпимелет) Деметрия. Взамен упразднённой демократии Деметрий ввёл мягкую умеренную деспотию. Он управлял Афинами в течение десяти лет (317 – 307 гг.), и это были, пожалуй, самые спокойные и счастливые годы в то бурное время войн за наследие Александра Македонского. Своё правление Деметрий начал с пересмотра и составления свода законов, справедливо заслужив у историков звание третьего законодателя афинян после легендарного Драконта и Солона. Деметрий дал силу прежним хорошим законам, ввёл новые законы, способствовавшие искоренению роскоши, увеличил доходы республики и возвратил благоденствие городу, утомлённому политическими смутами и истощённому разными пожертвованиями, а попросту говоря поборами, которые он должен был регулярно вносить. В то же время мягкость его правления и покровительство наукам и художествам доставили ему расположение афинян, которые воздвигли ему статуи по всему городу (около 360 статуй). Но когда Деметрий Полиоркет осадил Афины и обещал всем гражданам их права и прежнюю свободу, те, доходы которых не превосходили тысячи драхм и которых Деметрий и Кассандр лишили гражданских прав, поддержали Полиоркета, а Деметрий вынужден был бежать сначала в Фивы, которые находились во власти Кассандра, где он влачил жалкое существование, а потом в Александрию Египетскую к Птолемею I Сотеру. Неблагодарные афиняне в один день разрушили все статуи своего недавнего кумира и осудили его на смерть. В Египте же Деметрий приобрёл не только доверие царя Птолемея, но и его дружбу, заняв привилегированное положение царского советника (в первую очередь по вопросам культуры), кроме того, Птолемей назначил его на должность блюстителя исполнения законов. Именно Деметрий подал царю Птолемею мысль основать в Александрии Мусейон и Александрийскую библиотеку. В Египте Деметрий написал множество сочинений, которые для нас потеряны (сохранились только фрагменты) и которые имели предметом своим политику и нравственную философию. Церковные писатели (Климент Александрийский, Тертуллиан, а также Иосиф Флавий) сообщают, что Деметрий составил проект перевода на греческий язык Ветхого Завета (Септуагинты), Священного Писания евреев. Кроме того, традиция приписывает ему составление первого сборника басен Эзопа. Деметрий мирно жил в Египте в течение двадцати лет, пока продолжалось царствование Птолемея I, но новый царь Птолемей II Филадельф, которого отец назначил своим наследником (в обход сына своего от первого брака) вопреки советам Деметрия, едва заняв трон, отправил его в ссылку в отдалённую провинцию Египта, где он умер, как рассказывают, от укуса ядовитой змеи. Цицерон в своих сочинениях отдаёт справедливость достоинствам Деметрия, в котором он видел идеальное сочетание талантов государственного мужа, писателя, оратора и философа. В сочинении «О законах» Цицерон писал: «Что касается человека… который был бы первым и в занятиях наукой, и в управлении государством, то кто сравнится с Деметрием Фалерским?». ► У Диогена Лаэртского приведён каталог, в котором упомянуты 44 его произведения. Вот некоторые из них: «О величии души», «Об убеждении», «О милости», «Об удаче», «О благоприятном моменте», «О любви», «О браке», «Об обязанностях», «О старости», «Апология Сократа», «О справедливости», «О демагогии», «В защиту демократии», «Об афинском государственном устройстве», об афинском периоде своей жизни он написал в воспоминаниях «О десятилетии» и в «Обличении афинян». Несомненная заслуга Деметрия Фалерского перед культурой состоит в том, что он перенёс опыт афинской учености в Александрию, став инициатором научных исследований в Мусейоне и подав мысль царю Птолемею об основании Александрийской библиотеки. ► Царь Птолемей, вдохновлённый идеей о создании библиотеки, разослал особые письма всем известным властителям мира с просьбой пополнить его библиотеку, присылая произведения всех авторов – «поэтов и прозаиков, риторов и софистов, врачей и прорицателей, историков и всех прочих». Были выделены огромные средства на приобретение книг. Дни и ночи скакали гонцы во все страны мира, чтобы проследить за отправкой книг и обеспечить их сохранность в пути. Было даже издано особое царское распоряжение, по которому все корабли, бросившие якорь в Александрии, обязаны сдать под залог все находящиеся на судах книги для копирования. Тщательная переписка книг пусть и большим числом переписчиков занимала много времени, и это задерживало отплытие кораблей. Поэтому в дальнейшем на кораблях, отправлявшихся в Александрию, книг старались не брать. Книг становилось всё больше, царь Птолемей не ожидал, что такие огромные деньги будут потрачены на приобретение книг, а ведь их нужно было хранить и обеспечить к ним доступ. Но Деметрий всё-таки убедил царя продолжать начатое дело. «Какова в битве сила стали, такова в государстве сила слова», – будто бы сказал Деметрий царю, и тот ему поверил. Деметрий, возглавлявший Афины в течение десяти лет, подошёл и к строительству самого здания библиотеки со всем старанием и тщательностью. К сожалению, здание библиотеки не сохранилось, погибло и книжное собрание. Исчезновение библиотеки остаётся тайной до сих пор.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

6 × 1 =