Жан Поль (Jean Paul), Иоганн Пауль Фридрих Рихтер (Richter)

Жан Поль (Jean Paul), (Иоганн Пауль Фридрих Рихтер – Richter, 1763–1825) – немецкий сатирический писатель, романист и публицист, «адвокат для бедных» (так его называли по одному из героев его романа «Зибенкез», переведённого и на русский язык), из-под пера которого выходили «мирообъемлющие созерцания исполинской фантазии» (В. Белинский). Выходец из бедной бюргерской семьи (сын и внук школьных учителей, т. е. бедняков), самоучка, не имевший никаких связей с литературно-учёным миром Германии. Для него книги и литература стали не только целью выразить свои мысли, выкристаллизовавшиеся в его личном жизненном опыте и опыте бюргерского быта вообще, но и средством к существованию.

Иоганн Пауль Фридрих Рихтер Жан Поль – первый писатель Германии, сумевший существовать на гонорары. Всю жизнь его тревожило беспокойство о реакции публики и критики на свои произведения и, утверждая себя, львиную долю своей эссеистики, а частично и романов, посвятил теме литературного творчества и книги. Помимо сатирической публицистики (нельзя не назвать «Похвалу глупости», навеянную одноименным произведением Эразма Роттердамского), широкую известность получили его романы «Жизнь предовольного учителишки из Ауэнталя» (1793) и «Невидимая ложа» (1793). Подлинную же славу принесли ему романы:«Геспер»(1795), «Зибенкез»(1796–1797), философский роман«Титан»(1800–1803, главное произведение писателя), «Озорные годы» (1804–1805), эссе по философии и эстетике.

Пересказу романы Жан Поля не поддаются: сюжетные линии переплетены самым причудливым образом, они неподвижны и динамичны одновременно. Сочинениями Иоганна Пауля Фридриха Рихтера Жан Поля зачитывались и короли, и бюргерские девушки, и мечтательные юноши, купцы, мастеровые, торговый люд. Его произведения называли «энциклопедией духовной жизни гениального индивидуума» (Ф. Шлегель). Более начитанного немецкого писателя, блестящего знатока родного языка, пожалуй, не было. Его память хранила бездну материала, его уникальная по своему стилю и содержанию проза буквально напичкана сведениями из самых различных областей знания, изобилует неожиданными сравнениями, метафорами, учёными выражениями и терминами, иносказаниями, намёками, парадоксальными суждениями. Переводился на русский язык.

► Август Вильгельм Шлегель в период своей славы критика поносил наивного провинциала Жан Поля, поносил, не вникая в суть его творчества и не понимая его. Называл его «порождением моды… из-под рук которого романы вырастают, как грибы», необразованным чудаком с «болезненно возбудимой силой воображения».

► А вот бывший монах, а впоследствии профессор философии, Йозеф Рюккерт, тоже современник Жан Поля, нарисовал в «Заметках о Веймаре» довольно верный портрет писателя: «Жан-Поль Рихтер, сей знаменитый писатель с двумя головами, одна из которых наделена лицом херувима, другая – сатира, лишь с недавних пор разгуливает на веймарских тучных поэтических нивах. Видно, свободная и прекрасная муза этой местности своим пением увлекла его сюда с шумной Лейпцигской ярмарки, где он прежде обретался. Рихтер – уроженец Гофа, там он в раннем возрасте некоторое время подвизался в качестве домашнего учителя, там же его гений, развиваясь не в самых благоприятных условиях, наконец взмыл орлом перед изумлёнными очами мира. Этим взлётом, благодаря которому его узнали и признали, был «Геспер». В предшествующих его сочинениях никто не разобрался. На внешности этого странного человека чётко отпечатан его дух. Выразительное лицо отражает смесь остроумнейшей весёлости и зоркости ко всему смешному. В его всегда полных живейшего интереса глазах переливается и сверкает тот высокий, одухотворённый огонь и жизнь, то духовное упоение, которые захватывают нас в его сочинениях. Всё его существо – сплошная душа. Его речи столь же остроумны и причудливы, как его книги… Работа для него – наслаждение, праздник духа, от которого он отрывается с трудом! Его любознательный ум методично изучал разнообразные науки; и до сих пор ещё Жан-Поль ежедневно с величайшим вниманием читает всё, что попадется под руки, начиная от Гёте, его кумира, до лейпцигского адресного календаря, и делает выписки, которых у него с юности накопились горы… Прилежно и с превеликим интересом Рихтер изучает наряду с книгами и человека. Он часто погружается в шум жизни, появляется в общественных местах, на весёлых пирушках, смешивается с толпой и молча, острым и зорким взглядом, наблюдает её житьё-бытьё…»

Старый адрес этой страницы: http://biograpedia.ru/?q=node/258

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

14 − = 11