Лю Цзун-юань (柳宗元, Liu Zongyuan)

Лю Цзун-юань (柳宗元, Liu Zongyuan) (773, Хэдун, Шаньси – 819, Лючжоу, Гуанси) – китайский поэт и писатель танского периода (618–819), современник, друг и одновременно литературный и философский соперник Хань Юя, высоко ценившего его литературный дар (на кончину Лю Цзун-юань он откликнулся эпитафией и надгробной надписью). Пожалуй, редко в истории встречались два столь несхожих великих писателя-современника. Сходство их ограничивается стремлением к возрождению духа древней литературы. Многое разделяет, начиная с того, что Лю не отвергал буддизма: «Я с детства чту Будду, и вот уже тридцать лет постигаю его учение. Из тех, кто говорит о нём, лишь редкие способны понимать его писание». Лю ответил на антибуддийские выступления Хань Юя критикой слабого места конфуцианцев – натурфилософских представлений. Он безжалостно бичевал древние суеверия в своих «Ответах о небе», посланиях к друзьям и в трактате «О небе». Он написал «Отрицание “Речей царств”», опровергая суеверия летописца, которые конфунцианство принимало и освящало. В его критике проявляется здравомыслящий материалистический взгляд на мир, пока не затрагиваются буддийские догмы. В его понимании учение, Дао, включает в себя избранные элементы и конфуцианства, и даосизма, и буддизма. Он писал: «Конфуцианство обрядом установило благость и долг, утратить это бедственно. Буддизм догмой утвердил сознание, лишиться этого погибельно». Лю не боролся с даосизмом, и с конфуцианским каноном наравне почитал книги Лао-цзы и Чжуан-цзы, особенно им любимого. В стихах и прозе был обличителем, в общественной жизни занимал активную позицию, не шёл на компромиссы и последние одиннадцать лет жизни провёл в ссылке в Юнчжоу, в стенах буддийского монастыря, где литература стала главным его занятием. Опала, казалось бы, заставляла его быть осмотрительным, но вопреки этому, произведения его смелы, сатиричны и не уходят от главных вопросов времени. Особенно славятся притчи и басни Лю Цзун-юаня. В них он обличает социальную несправедливость, порицает глупое, бездарное управление народом, предостерегает от превратностей судьбы. Опальный Лю Цзун-юань не мог собирать учеников и последователей, но литераторы южных провинций Китая находились под его влиянием.

Старый адрес этой страницы: http://biograpedia.ru/?q=node/4017

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

6 + 4 =