Маттесон (Маттезон) (Mattheson), Иоганн

Маттесон (Маттезон) (Mattheson), Иоганн

Маттесон (Маттезон) (Mattheson), Иоганн (28.09.1681, Гамбург – 17.04.1764, Гамбург) – немецкий музыкант, певец, композитор, музыкальный критик и писатель. Сын преуспевающего сборщика налогов в Гамбурге, он был настоящим вундеркиндом. С шести лет он брал частные уроки игры на клавире и других музыкальных инструментах, а также изучал композицию. В возрасте десяти лет он пел дискантом в городских церквях и сам аккомпанировал себе на органе, притом, что его ноги ещё не доставали до педалей. Гамбургский театр у Гусиного рынка – первый оперный театр за пределами Италии – открылся в 1673 г. как коммерческое предприятие. В пятнадцать лет Маттесон появился на его сцене, исполняя главные женские роли во многих спектаклях. В шестнадцать лет ему стали доверять теноровые партии, и он начал сочинять оперы. В восемнадцать лет он исполнил главную роль в написанной им самим опере «Плеяды, или Семь светил». По собственному нескромному свидетельству, Маттесон стал к тому моменту «примой» (Haupt-Person) гамбургской оперы, с которой оставался связан до двадцати трёх лет, поскольку она открывала перед ним «наилучшие возможности» в области композиции – здесь он мог научиться гораздо большему, чем в традиционных консерваториях. Когда он впоследствии начал писать о музыке, то делал это не как сторонний наблюдатель, но как хорошо подготовленный музыкант-профессионал. Он был убеждён, что с точки зрения репутации города оперные театры столь же необходимы, как и успешно работающие банки. «Последние приносят пользу – первые развлекают. Стало едва ли не правилом: где лучшие банки – там и лучшие оперные театры». В 1715–1728 гг. Маттесон был кафедральным кантором в соборе, и в этой должности успешно помогал утверждению новой церковной музыки. Прогрессирующая тугоухость вынудила его оставить эту должность. Как композитор он написал несколько опер, оратории, кантаты, много инструментальных сочинений. Но более известен он как музыкальный критик и писатель. Он был поборником «новой музыки». Его восемьдесят четыре работы имеют для потомков большую ценность как источники для изучения истории музыки того времени. Мы мало бы знали о музыке XVII и начала XVIII вв. без произведений Маттесона. Когда Гендель прибыл в Гамбург, Маттесон предпринял некоторые попытки стать его учителем и покровителем, но, по-видимому, делал это столь навязчиво, что скоро надоел ему в этой роли. В защиту новой формы церковной музыки Маттесон выступил в своей работе «Der musikalische Patriot» («Музыкальный  патриот», 1728), а также в книгах: «Grosse Generalbaßschule» («Большая школа генерал-баса», 1731) и «Der volkommene Kapellmeister» («Совершенный  капельмейстер», 1739). В 1740 г. он издал, пожалуй, лучшее своё произведение – «Основание врат чести» («Grundlage einer Ehrenpforte») – собрание биографических заметок о выдающихся современных музыкантах. Для этого он старательно собирал биографические сведения, обращаясь к самым разным источникам, и часто напрямую к самим музыкантам. Известно также, что в Гамбурге Маттесон  был воспитателем детей английского посланника Иоганна фон Виха, а затем секретарём  при посольстве, явив собой пример использования  музыкантов того времени для всевозможных сторонних обязанностей, требовавших основательного общего и профессионального образования.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

− 3 = 1