Номер журнала «Новая Литература» за июль 2023 г.

Маздак (англ. Mazdak)

Маздак (англ. Mazdak) (ум. 523?) – персидский религиозный и социальный реформатор и проповедник (был магом и жрецом), основатель еретического учения («маздакизм»), распространившегося в Иране в конце V и в начале VI вв. и сочетавшего в себе ряд положений зороастризма и манихейства. Исходя из доктрины об извечной борьбе между силами тьмы и зла и силами света и добра, Маздак утверждал, что только при разумном и справедливом общественном устройстве можно истребить «людей зла», владеющих богатством, – порождение верховного божества зла Ахримана, и установить на земле царство света и добра. Основным средством осуществления своей реформы он считал «справедливое перераспределение собственности» (земли, имущества и даже женщин, томившихся в гаремах сасанидской знати), т. е. изъятие излишков у богатых и наделение ими неимущих. Первоначально шах Ирана Кавад (англ. Kavadh, ум. 531, царь 488–496 и 499–531), преследуя свои политические цели – ослабить влияние знати и укрепить собственную власть, поддержал движение маздакитов и даже назначил Маздака своим советником. Но после гибели Маздака он жестоко расправился с его сторонниками и искоренил ересь. В придворных хрониках Маздака изображали «обманщиком», «нечестивым совратителем», «безумцем», а движение маздакитов – как «смуту». Такова была книга «Маздак-намэ», написанная на пехлевийском языке (не сохранилась). Простые же люди видели в Маздаке своего защитника, отстаивавшего интересы обездоленного и угнетённого народа. Образ Маздака и движение маздакитов воссозданы в поэме «Шах-намэ» Фирдоуси. Характеристика, которую дал великий поэт борцу за справедливость, не совпадает с официальной точкой зрения: у Фирдоуси Маздак «разумен, просвещён, исполнен благ», поэт осуждает кровавую расправу знати и жрецов с последователями «маздакизма». ► А вот что пишет о Маздаке и маздакитах Л. Н. Гумилёв: «В 491 г. Иран постигли засуха, связанный с нею недород и налёт саранчи. Шах Кавад открыл государственные амбары с зерном, но это не предотвратило народных волнений. И тогда один из вельмож, Маздак, предложил шаху свою концепцию спасения государства. Она была дуалистична, но в ней, в отличие от манихейства, “царство света” наделялось качествами воли и разума, “царство тьмы” – качествами неразумной стихии. Отсюда вытекало, что существующая в мире несправедливость – следствие неразумности и исправить ее можно средствами разума: введением равенства, уравнением благ (т. е. конфискацией имущества богатых и разделом его между маздакитами) и… казнями “сторонников зла”, т. е. тех, кто был с Маздаком не согласен. Система подкупала безукоризненной логикой, и шах поддержал Маздака. Но как было отличить сторонников света от защиников мрака? Только по их личному заявлению! И тут пошла в ход ложь. Маздакиты, взяв власть в свои руки, развернули массовый террор, а шах стал в их руках марионеткой. В 496 г. Кавад бежал от своих министров к эфталитам, вернулся с войском и занял престол, но маздакиты продолжали занимать должности вокруг престола и расправляться с неугодными людьми, как с чужими, так и друг с другом. Только в 529 г. царевич Хосрой собрал войско из людей, обиженных маздакитами, привлёк на свою сторону саков и повесил Маздака, а его сторонников закапывал в землю живыми. Ожесточение партий было так велико, что уцелевшим маздакитам пришлось бежать на Кавказ, ибо ни эфалиты на востоке, ни византийцы на западе их не принимали» («Древняя Русь и Великая степь», М., «Мысль», 1989).

Старый адрес этой страницы: https://biograpedia.ru/?q=node/4217

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Как издать бумажную книгу со скидкой 50% на дизайн обложки