Мискавайх (Мискавейх) (англ. Miskawayh), (Абу Али Ахмад ибн Мухаммед ибн Якуб Мискавайх, ок. 932, Райи, Иран – 16.02.1030, Райи, Иран) – персидский учёный, философ, историк и писатель, чьи учёные труды и литературные произведения стали образцовыми для последующих поколений исламских мыслителей. Перс по происхождению, зороастриец по вере своих предков и персидский националист по убеждениям, он принял ислам и служил мусульманским правителям, в частности, он был казначеем правителя Адуд ад-Даула (978–983), служил также библиотекарем (хранителем книг). Мискавайх рано начал изучать литературу и науки, составляющие основу культуры его времени: медицину, алхимию, историю. Он считается основателем арабо-мусульманской этики на научном уровне, а не на религиозно-правовом или историко-литературном. Ему принадлежит около двадцати сочинений, написанных по-арабски (всего им написано более сорока произведений на арабском и персидском языках). Из этических произведений наиболее известны: «Трактат об удовольствиях и страданиях», «Книга об этике мирской жизни и о религии» («Китаб ’адаб ад-дунйа ва-д-дин»), «Трактат о сущности души» («Микала фи-н-нафс ва-л-‘акл»), знаменитый трактат «Воспитание нрава и очищение корней» («Тахзиб аль-ахлак ва татхир ал-а‘рак»). Ему принадлежит книга «Вечность мудрости» («Джавидан-е хирад»), где он собрал афоризмы персидских, индийских, арабских и греческих мудрецов; собрание занимательных историй «Общество одинокого» («Унс ал-фарид»), «самая прекрасная из написанных когда-либо книг с краткими историями и анекдотами» (А. Мец, «Мусульманский ренессанс»); и огромный исторический труд «Книга опытов народов» («Китаб таджариб аль-умам», англ. пер. «The Eclipse of the Abbasid Chaliphate», 1921). Последнее из названных – историческое сочинение Мискавайха, в котором он использовал все доступные ему исторические источники, а также мифы, предания и легенды; этим сочинением он задал импульс развитию всей исламской историографии. В нём излагаются события всемирной истории до 369 г. хиджры (979–980 гг. христианской эры), определены причины исторических событий периода до 340 г. хиджры, описанные известным историком ат-Табари, собраны сведения о великих личностях, излагаются события после 340 г. хиджры, очевидцем которых был сам автор. Трактат «Воспитание нрава и очищение корней» занимает особое место в этической литературе; это важный вклад Мискавайха в этическую теорию, заключающийся в создании «одного из немногих систематических трактатов на арабском языке». Сочинение относится к греческой философско-этической традиции, здесь рассматриваются вопросы добра, счастья, мудрости, справедливости, умеренности, мужества, любви и дружбы. ► Само имя «Мискавайх» происходит от арабского слова «миск», что означает «мускус», который, как известно, славится своими прекрасными качествами, а потому именно с мускусом, веществом, «действующим облагораживающе на других», иногда сравнивают достойных ученых. ► Мискавайха называли также «Третьим учителем» (ал-му‘аллим ас-салис). Это высокое звание – самый яркий пример значимости того вклада, который Мискавайх внёс в развитие арабо-мусульманской философии. Известно, что в мусульманском мире Аристотель почитается как «Первый учитель» (ал-му‘аллим ал-аввал), аль-Фараби за отличное знание философских трудов Аристотеля получил имя «Второй учитель» (ал-му‘аллим ас-сани), хотя специально не исследовал этику Аристотеля, а больше занимался логикой и метафизикой. (А. Мец, «Мусульманский ренессанс»; З. И. Гусейнова, Мискавейх // Историко-философский ежегодник’ 98).
Старый адрес этой страницы: https://biograpedia.ru/?q=node/3828