Создать биографию



Хамадани (англ. Hamadhānī)

Комментарии к дате рождения: 
969
Место рождения: 
Хамадан, Иран

Искусство: Писатели, Поэты

Хамадани (англ. Hamadhānī)
Комментарии к дате смерти: 
1007
Место смерти: 
Герат, Афганистан
Дополнительные имена: 
Ахмед ибн аль-Хусейн аль-Хамадани; Бади аз-Заман («чудо века»).
Георафия жизни: 
Иран, Афганистан, Средняя Азия
Род деятельности: 
писатель, поэт

Хамадани (англ. Hamadhānī), (Ахмед ибн аль-Хусейн аль-Хамадани, 969, Хамадан, Иран – 1007, Герат, Афганистан) – арабский писатель и выдающийся поэт-импровизатор, мастер рифмованной прозы, известный по прозвищу Бади аз-Заман («чудо века»). Родился и учился в Хамадане, в Персии. Писал по-арабски. Путешествовал по городам Ирана и Средней Азии, останавливаясь ненадолго при дворах, где сочинял и читал стихи, воспевавшие местных феодальных властителей. Хамадани рано приобрёл славу виртуоза слова, участвуя в публичных диспутах в Нишапуре, меряясь силами с ведущим учёным и литератором того времени Абу Бакром аль-Хваризми (Abu Bakr al-Khwarizmi, ум. 993), автором остроумных «Посланий» («Расаиль»), написанных рифмованной прозой (садж). О потрясающем искусстве владения словом говорит сам Хамадани, когда перечисляет всё то, что он может сделать, а аль-Хваризми не может, а именно: «написать письмо, которое, если его прочитать задом наперёд, одновременно содержит ответ; написать письмо без определённых букв, групп букв или без артиклей; написать письмо, которое, если читать наискосок, является стихотворением; письмо, которое, в зависимости от толкования, может быть похвалой или порицанием» (Адам Мец, «Мусульманский Ренессанс»). Славился он и своей памятью: один раз прослушав стихотворение более, чем в пятьдесят стихов, он мог совершенно точно повторить его. Вполне возможно, что эти диспуты и словесные перебранки двух учёных мужей, как правило, имевшие характер импровизации, подали Хамадани мысль облечь их в форму художественного произведения. Так возник особый жанр арабской литературы – макама. Его 51 макама – небольшие занимательные бытовые рассказы-пикарески, написанные рифмованной и ритмической прозой, перемежающейся стихами, – изображают сцены городской жизни и составляют единый цикл, в котором действуют два героя – остроумный плут Абу-ль-Фатх аль-Искандари (Александрийский) и наблюдательный рассказчик по имени Иса ибн Хишам. Сами макамы называются по тем городам и местностям, в которых происходит действие: багдадская, каирская, басрийская и т. п. Главный герой, пройдоха Абу-ль-Фатх аль-Искандари, выступает каждый раз в новой ситуации и в разных ролях: нищего, лекаря, судьи, проводника караванов и т. п. Прибегая к различным ухищрениям и плутовским проделкам, он вымогает деньги у толпы или отдельных богачей и простаков, выходит из затруднительных положений, избегает опасностей. Хамадани черпал сюжеты и материал для своих макам из городского фольклора. Его произведения, полные метких наблюдений, остроумных диалогов, оказывали влияние на арабских писателей вплоть до XIX в. Известны также и стихи Хамадани, полные риторики, лишённые какой бы то ни было лирической интонации и зачастую слишком уж искусные и вычурно остроумные.

Ваш рейтинг: Отсутств. Оценка: 4 (1 vote)

Сейчас на сайте

Сейчас на сайте 0 пользователя и 9 гостей.