Номер журнала «Новая Литература» за июль 2023 г.

Пинтуриккьо (Pinturicchio), Бернардо ди Бетто Бьяджо

 

Пинтуриккьо (Pinturicchio), (Бернардо ди Бетто Бьяджо, ок. 1454, Перуджа – 1513, Сиена) – итальянский живописец, прозванный Пинтуриккьо (т.е. Живописец). Мастер умбрийской школы. Учился, предположительно, в мастерской Фьоренцо ди Лоренцо. Испытывал влияние Перуджино, которому помогал при росписи Сикстинской капеллы в Риме в 1481–1483 годах. Кроме Перуджи и Рима работал в Орвьето (1492), Сполето (1494), Спелло и Сиене, куда переселился в 1502 году. В 1502–1508 годах расписывает Библиотеку Пикколомини в Сиене. Кроме светских, праздничных и парадных картин, оставил также произведения на религиозные сюжеты.

Манера его письма отличается пестрым нарядным колоритом, жанрово-эпическим декоративным стилем. Основные произведения: «Портрет мальчика» (ок. 1480, Картинная галерея старых мастеров, Дрезден), «Погребение св. Бернардина» (ок. 1484, Капелла Буфалини, Рим), «Пала ди Санта Мария деи Фосси» (1495–1498, Национальная галерея, Перуджа), живописная декорация апартаментов Борджиа (Рим, Ватикан), «Либрерия» (роспись Библиотеки Пикколомини – цикл фресок, повествующих о жизни Энея Сильвио Пикколомини от рождения до коронования на папский престол под именем Пия II и до самой смерти, Сиена). Здесь же в Сиене для дворца Пандольфо Петручи художник написал живую красочную фреску «Возвращение Одиссея» (под кистью Пинтуриккьо гомеровский эпос обратился в изящную новеллу в духе Джованни Боккаччо).

Пинтуриккьо с полным правом считают мастером декоративно-монументальной живописи. Живописец не ставил перед собой серьёзных задач и словно избегал их, заменяя смыл блеском мишуры, обилием фигур, роскошью одежд и яркостью красок. Вазари, нередко очень категоричный и несправедливый в своих суждениях, считал, что своими «ремесленническими» работами Пинтуриккьоо незаслуженно снискал большую известность. Но художник просто делал то, что умел делать лучше других, его произведения высоко ценились вельможами и служителями церкви, и вообще богатыми заказчиками.

Последние годы жизни Пинтуриккьо провёл в Сиене, где расписывал дворцы, виллы, церкви. О его кончине Вазари рассказывает такую историю. Получив заказ в церкви Сан Франческо на алтарный образ с изображением «Рождества Богоматери», он решил на время исполнения работ поселиться в монастыре. Монахи отвели ему жилое помещение и по требованию художника вынесли оттуда все, кроме «огромного старинного сундучища». Однако Пинтуриккьо, будучи человеком причудливым и своенравным, наделал столько шума и столько раз, что братья, придя в отчаяние, решили наконец убрать и сундук, и так им повезло, что вытаскивая его, они выломали доску, и из сундука высыпались пятьсот золотых дукатов казённого золота, видимо, давно в сундуке припрятанного. Это так огорчило Пинтуриккьо, пожалевшего добро бедной братии, и так он расстроился, что ни о чём больше не думал и от этого умер.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Как издать бумажную книгу со скидкой 50% на дизайн обложки