Тебальдео (Tebaldeo), Антонио

Тебальдео (Tebaldeo), Антонио (1463, Феррара – 04.11.1537) – итальянский поэт. Родился в Ферраре. Был при мантуанском дворе учителем поэзии; в 1504 г. состоял секретарем при Лукреции Борджиа в Ферраре; в 1505 г. принял духовный сан; с 1513 г.жил в Риме (в это время на папский престол взошел Лев X, папа 1513–1521), где познакомился с Бембо, Кастильоне, Рафаэлем, поместившим его портрет в Раrnasso delle Stanze. В 1527 г. стал свидетелем разграбления Рима императорскими войсками и потерял все свое имущество, вследствие чего сделался непримиримым врагом императора Карла V. В своих «Сонетах», прославляющих некую Флавию, Тебальдео является родоначальником так называемого сецентизма (Secentismo) – литературного направления, обнимающего вторую половину XVI и начало XVII вв. Хотя это направление замечается иногда и у последователей Петрарки, например, у Каритео и С. Аквилано, но родоначальником, основавшим целую школу, был Тебальдео. Сущность сецентизма состоит в чрезмерном преувеличении образа; поэты вместо того, чтобы сравнивать абстрактное с конкретным, отождествляют первое с последним, приписывают ему материальные свойства вместо духовных. Любовь, огонь духовный, сжигающий душу, у Тебальдео – огонь реальный: он дымится, и от него вспыхивают одежды. Сравнивая конкретное с конкретным, Тебальдео отождествляет вещь с ее гиперболическим образом и придает ей его свойства; слезы поэта, например, становятся потоком: куда бы он ни пошел, они до такой степени увлажняют почву, что Амур узнает его следы и находит его в самых уединенных местах; Франческо Гонзаго пролил столько слез, что они образовали озеро около Мантуи; в 3-й эпистоле Тебальдео пишет своей возлюбленной, что его вздохи заставляют лодку летать как перышко и чуть не причинили кораблекрушения, так как сила их сломала реи. Тебальдео охотно занимается мелочами и незначительными событиями, касающимися дамы; один сонет посвящен благоуханной рубашке его красавицы, три он сочинил по поводу пожара, случившегося в ее доме: пожар этот было трудно погасить, потому что вид красавицы воспламенял всех и каждый употреблял для самого себя приносимую воду. Большей простотой отличаются три любовные письма («Epistolae») и четыре эклоги, но этим произведениям недостает глубины и теплоты. Для своих политических стихотворений Тебальдео находит звуки более мужественные и более серьезные, потому что политические вопросы близко затрагивали его сердце. Сюда относятся, например, четвертое «Capitolо» с жалобами на анархию и на войну, с увещеванием к папе собрать народы под святым знаменем против неверных; сонет 219, исполненный негодованием по поводу позора, оскверняющего Италию, и т. п. Хотя эти стихотворения и не отличаются особой красотой и изяществом, но они возбуждают интерес не вымышленным, а искренним чувством. –– (Б. Кузнецов, «Энциклопедия Брокгауза и Ефрона»).

Старый адрес этой страницы: http://biograpedia.ru/?q=node/556

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

32 ÷ = 8