Зампред правления Сбербанка Станислав Кузнецов: «Чтобы защитить граждан от мошенников, требуются комплексные меры»

Зампред правления Сбербанка Станислав Кузнецов: «Чтобы защитить граждан от мошенников, требуются комплексные меры»
Зампред правления Сбербанка Станислав Кузнецов: «Чтобы защитить граждан от мошенников, требуются комплексные меры»

Как крупнейшая финансово-кредитная организация страны Сбербанк часто сталкивается с мошенничеством разного уровня. Службы безопасности банка имеют многолетний успешный опыт борьбы с телефонным мошенничеством, кибератаками и другими видами преступных действий.

Первый зампред правления Сбербанка Станислав Константинович Кузнецов, куратор службы безопасности банка, уверен в высокой эффективности их работы. Так, в 2024 году структуры безопасности «Сбера» помогли правоохранительным органам раскрыть мошенническую схему оформления лизинга. Удалось не только установить личности преступников и их лидера, но и вернуть часть похищенной техники. Зачинщик объявлен в международный розыск.

Раскрытие громкого дела о мошенничестве с лизингом осветили многие СМИ, однако за кадром осталась ежедневная борьба с противоправными действиями, которую ведут службы безопасности «Сбера». Станислав Кузнецов считает, что наибольшая угроза исходит от телефонных мошенников, и очень важно выстроить работу так, чтобы максимально защитить клиентов от преступников.

Проблемы в борьбе с киберпреступностью

Станислав Кузнецов считает, что ситуация с телефонным мошенничеством в начале 2024 года стала критической. Доля киберпреступлений в общем объеме всех преступлений достигла 38%.

Одну из главных проблем топ-менеджер видит в рассогласованности действий различных организаций. Даже статистические данные у разных ведомств не совпадают. К примеру, Центробанк сообщил, что в результате мошеннических действий россияне в 2023 году потеряли 16 млрд рублей. По данным МВД, эта сумма составляет не менее 157 млрд рублей. Аналитики «Сбера» уверены, что годовая «прибыль» киберпреступников — 250 млрд рублей.

Новые вызовы — новые методы борьбы с киберпреступностью

Последние достижения научно-технического прогресса нередко применяются преступниками для совершения противоправных действий. По словам Станислава Кузнецова, в 2023 году банк столкнулся с тем, что телефонные мошенники стали активно пользоваться сим-боксами, виртуальными АТС и мессенджерами. Сейчас в России мошенники совершают примерно 20 млн звонков в сутки, из которых 16,2 млн — через облачные АТС и мессенджеры. Все чаще в киберпреступлениях используются электронные сим-карты.

Станислав Кузнецов отмечает, что Сбербанк применяет эффективные схемы защиты клиентов от злоумышленников. Система «Сбера» предотвращает 99,8% киберпреступлений. Широко используются инструменты для контроля входящих звонков. Есть возможность оперативно блокировать банковские счета клиента, чьи личные данные похитили злоумышленники. Если есть подозрения, что клиент берёт кредит под давлением злоумышленников, выдача займа задерживается на сутки. Также в банке внедрена система блокировки средств на счетах при совершении сомнительных транзакций.

Значительного прогресса банк достиг и в борьбе с дропперством. Еще несколько лет назад более половины карт, используемых в теневых операциях, принадлежали клиентам «Сбера». Сейчас этот показатель снизился до 10%.

Эффективность борьбы с киберпреступностью зависит от объединения усилий различных структур

На ПМЭФ, состоявшемся в июне 2024 года, теме борьбы с кибермошенничеством была посвящена дискуссия «Цифровая безопасность клиента. Код доверия нового времени». Топ-менеджер «Сбера» Станислав Кузнецов, отметил, что опасность представляют не только финансовые аспекты киберпреступности. Многие россияне испытывают тревогу, боятся пострадать от телефонных мошенников, то есть от успешной борьбы с киберпреступностью напрямую зависит психическое здоровье общества.

Станислав Константинович Кузнецов считает, что только совместные действия регуляторных и правоохранительных органов, кредитных организаций, маркетплейсов и операторов мобильной связи позволят снизить уровень киберпреступности. Основываясь на расчетах экспертов «Сбера», Станислав Кузнецов заявил, что создание единой системы оповещения о фактах мошенничества и хищения сим-карт позволило бы снизить масштаб противоправных действий на 80–90%. Важно на законодательном уровне регламентировать использование сим-боксов и правила покупки сим-карт иностранными гражданами.

Как отметил Станислав Кузнецов, «Сбер» и другие банки, коммерческие и государственные структуры должны выступить против киберпреступности единым фронтом. Меры по борьбе с мошенничеством дадут ощутимый эффект лишь в том случае, если будут носить системный характер и приниматься в масштабах всего государства.

Справка

Станислав Константинович Кузнецов родился в 1962 году. Является кандидатом юридических наук. Более 20 лет посвятил службе в Вооруженных Силах и МВД. Работал в правительстве. В Сбербанк пришел в 2008 году. В настоящий момент Станислав Кузнецов занимает должность заместителя председателя правления Сбербанка и в том числе курирует работу подразделений безопасности банка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

+ 70 = 78