Номер журнала «Новая Литература» за июль 2023 г.

Аристотель (лат. Aristotle)

Аристотель (лат. Aristotle) (384, Stagira, Фракия, Греция – 322 до н. э., Chalcis, о. Эвбея, Греция) – великий древнегреческий философ, натуралист, ученый-энциклопедист, ученик Платона и основатель собственной философской школы перипатетиков. Уроженец фракийского города Стагиры (отсюда его прозвище – «стагирит»). Происходил из семьи врачей при дворе македонских царей (отец Аристотеля Никомах был придворным врачом македонского царя Аминты III и, как рассказывают, автором нескольких трактатов по медицине и естествознанию). Семнадцати лет Аристотель вступил в Академию Платона, где пробыл в течение двадцати лет как слушатель, преподаватель и равноправный член содружества философов-платоников. После смерти Платона в 347 г. Аристотель оставил Афины по политическим соображениям, много путешествовал (он посетил двор одного правителя в Малой Азии, который был его учеником, посетил Восточное Средиземноморье, Египет), затем по приглашению македонского царя Филиппа стал наставником и воспитателем Александра Македонского (343 г.). В письме, отправленном царём Филиппом знаменитому философу, как рассказывает Авл Геллий, он пишет: «Филипп Аристотелю шлёт привет. Сообщаю тебе, что у меня родился сын. И не так благодарен я богам за само это событие, как за то, что родился он при твоей жизни. Ибо надеюсь, что воспитанный тобою, он будет достоин и нас, и преемственности в управлении государством». За обучение и воспитание сына царь Филипп расплатился с ним прекрасным и достойным способом: восстановил им же самим разрушенный город Стагиру, откуда Аристотель был родом, и возвратил туда бежавших или находившихся в рабстве граждан. (Плутарх, «Александр», 7). Когда Александра после гибели отца провозгласили македонским царём, Аристотель участвовал в нескольких его походах, во время которых не прекращал свои исследования, собирал образцы фауны и флоры. Александр выделил учёному огромную по тем временам сумму (800 талантов) для научных занятий. Около 335 г. Аристотель вернулся в Афины и основал учебное заведение в Ликее близ храма Аполлона в Афинах. Обучение происходило во время прогулок, благодаря чему оно получило название «Перипата», а тех, кто там учился и преподавал, называли «перипатетиками» (т. е. расхаживающими). После смерти Александра Великого Аристотеля преследовали за промакедонскую ориентацию, и он вынужден был бежать из Афин. Он говорил своим друзьям: «Хочу избавить афинян от нового преступления против философии», имея в виду осуждение и казнь афинскими властями в недалеком прошлом философа Сократа. Он отправился в свое владение в Халкиде (на о. Эвбея), где вскоре умер. Библиотеку и сочинения он оставил своему ученику Феофрасту. Аристотель был человек необыкновенно даровитый, ему удалось усвоить основную массу знаний своего времени: логику, математику, физику, астрономию, естествознание, поэтику; его сочинения касаются всех известных в то время областей знания, а его трактаты по логике и философии и до сих пор не утратили своего значения. Говорят, на вопрос, чем он отличается от большинства других людей, учёный ответил: «Они живут для того, чтобы есть, я же ем для того, чтобы жить». А на вопрос, почему завистники всегда чем-то огорчены, Аристотель ответил: «Их снедают не только собственные неудачи, но и успехи других». Сохранившиеся труды Аристотеля (только небольшая часть из всего написанного) можно разделить на семь групп: (1) трактаты по логике и диалектике, объединенные общим названием «Органон» («Категории», «Аналитики»); (2) физические трактаты («Физика», «О небе»); (3) биологические трактаты («История животных», «О возникновении животных»); (4) философские («Метафизика»); (5) сочинения по этике («Никомахова этика», «Эвдемова этика»); (6) социально-политические и исторические сочинения («Политика», «Афинская политика»); (7) работы по искусству, поэзии и риторике («Риторика», «Поэтика»). Как только изобрели и освоили книгопечатание, среди первых печатных книг издали труды Аристотеля (Альд Мануций, Венеция, в 5 т., 1495–1498). Аристотелю приписывают книгу наставлений Александру Македонскому, которая известна под названием «Тайнейшая из тайн» (или «Тайная тайных» – по-латыни «Secreta Secretorum»). ► Цицерон об Аристотеле: «Аристотель – муж несравненного дарования, знания и широты». ► «Аристотель не создавал никаких утопий. Он понял, что раньше, чем быть в состоянии управлять собственной судьбой, как учил Платон, человеку необходимо приобрести гораздо больше знаний, чем те, которыми он обладал. Поэтому-то он и начал с того систематического подбора знаний, который мы называем теперь наукой. Он высылал повсюду последователей собирать факты. Аристотель был отцом естественной науки, он же является и основателем науки политической. Его ученики в Лицее исследовали и сравнили учреждения 158 различных государств» (Г. Уэллс, «Краткая история мира», М., Издательство «Мосполиграф», 1924). ► Клавдий Элиан о Платоне и Аристотеле: «Считают, что поводом к вражде Платона и Аристотеля послужило следующее: Платон не одобрял свойственной Аристотелю манеры себя держать и одеваться. Ведь Аристотель слишком много значения придавал одежде и обуви, стриг, в отличие от Платона, волосы и любил покрасоваться своими многочисленными кольцами. В лице его было что-то надменное, а многословие в свою очередь изобличало суетность нрава. Не приходится говорить, что эти качества несвойственны истинному философу. Поэтому Платон не допускал к себе Аристотеля, предпочитая ему Ксенократа, Спевсиппа, Амикла и других, кого он отличал всяческим образом, в частности разрешением принимать участие в своих философских беседах» (Элиан, «Пестрые рассказы», III, 19, М., НИЦ «Ладомир», «Наука», 1995).

Старый адрес этой страницы: https://biograpedia.ru/?q=node/4065

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Как издать бумажную книгу со скидкой 50% на дизайн обложки