Номер журнала «Новая Литература» за июль 2023 г.

Алеман-и-де-Энеро (Aleman y de Enero), Матео

Алеман-и-де-Энеро (Aleman y de Enero), Матео (1547, Севилья, Испания – 1614?, Мексика) – испанский писатель, автор одного из самых первых и самых известных плутовских романов «Гусман де Альфараче» («Guzman de Alfarache»). Жизнь Матео Алемана-и-де-Энеро во многом похожа на жизнь Гусмана, чьи злоключения блестяще описаны в романе. По признанию самого писателя, цель его книги прежде всего моральная: «обозреть, словно с наблюдательной вышки, всевозможные пороки, чтобы изготовить из множества ядов целительное питье, обрисовав человека, пришедшего к совершенству после многих горестей и скорбей, в том числе после тягчайшего из всех унижений – каторжного труда на задней скамье галеры». Матео Алеман-и-де-Энеро родился в Севилье. Отец его был врачом при королевской тюрьме, и, надо полагать, будущий создатель плутовского жанра с детства имел возможность наблюдать нравы уголовного мира и дна Севильи. Матео Алеман-и-де-Энеро слушал лекции на медицинском факультете Саламанки и Алькала-де-Энарес, но экзамена на звание лиценциата, вероятно, не сдал из-за смерти отца. Тяжелое материальное положение семьи заставляет его вернуться в 1568 г. в Севилью, где он берет взаймы крупную сумму денег у одного капитана с обязательством жениться на некоей донье Каталине де Эспиноса и вернуть долг в течение года. Деньги были растрачены, и, оказавшись перед выбором между долговой тюрьмой и женитьбой, юный Матео Алеман-и-де-Энеро предпочитает женитьбу. Брак был несчастливым, Алеман-и-де-Энеро оставляет жену и отправляется в Мадрид, где с 1574 г. служит в государственном казначействе, а также занимается маклерством при распродаже недвижимой собственности. Матео Алеман-и-де-Энеро пробыл на этой должности двадцать лет, служа «исправно, хоть и без особой охоты». Но и эта служба не принесла ему достатка, в 1580 г. его заключают в тюрьму за долги. К 80-м годам, вероятно, относятся его первые литературные опыты. Он занимается переводами и пишет первую часть своего знаменитого романа. Исключительный успех романа не вывел автора из нужды (немалую роль сыграли в этом и пиратские издания, наполнявшие рынок, от этих изданий Матео Алеман-и-де-Энеро не имел никаких доходов). Он возвращается в Севилью нищим, снова попадает в долговую тюрьму, и лишь благодаря заступничеству одного родственника, отнюдь не бескорыстному (он получил пятьсот экземпляров романа), выходит на свободу. Между тем популярность романа соблазнила другого автора на затею более дерзкую чем тайная перепечатка: в 1602 г. появляется «Вторая часть Гусмана де Альфараче» под псевдонимом Матео Лухан де Сайяведра (настоящее имя автора Хуан Марти). Интересно, что через несколько лет такая же судьба постигнет Сервантеса, которого «опередил» Авельянеда (тоже псевдоним). Матео Алеман-и-де-Энеро отомстил своему плуту-«соавтору», он вывел его на сцену в подлинной второй части романа: этот плут в конце концов сходит с ума на корабле во время страшной бури. Вторая часть «Гусмана…» с подзаголовком «написанная Матео Алеманом, истинным ее автором» появилась в 1604 г. в Лиссабоне. Третья часть романа, если только она вообще существовала (сам автор утверждает, что в 1604 г. она уже была готова), никогда не выходила в свет. В том же году в Лиссабоне появляется его «Житие Святого Антония Падуанского» («San Antonio de Padua», 1604). Оба новых сочинения не поправили материального положения писателя. Как и многие его соотечественники того времени, Алеман-и-де-Энеро решается поискать счастья за океаном и шестидесятилетним стариком отправляется в Мексику (1608). В изданной там через год «Кастильской орфографии» («Ortografia castellana», 1609) он жалуется на слабое зрение, нужду, на непрекращающиеся преследования врагов и кредиторов, которые, вероятно, успокоятся лишь после его смерти. В Мексику Алеман-и-де-Энеро прибыл в свите архиепископа Гарсиа Герры, впоследствии вице-короля Новой Испании, и на службе у этого прелата находится последние годы. Своего покровителя он прославил в последнем своем произведении «Свершения дона Гарсиа Герры» («Sacesos de d. Fray Garsia Gerra», 1613), великолепном образце ораторского искусства. Дальнейшая судьба Матео Алемана-и-де-Энеро и даже год его смерти неизвестны (предположительно – 1614). «Гусман де Альфараче» оказал значительное влияние не только на непосредственных продолжателей жанра (Кеведо, Гевара, Убедо, Лесаж, Гриммельсгаузен, Дефо, Лисарди), но и на развитие литературы нового времени в целом.

Старый адрес этой страницы: https://biograpedia.ru/?q=node/395

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Как издать бумажную книгу со скидкой 50% на дизайн обложки