Али Ибн Абу Талиб Ибн Абд-аль-муталлиб Ибн Хашим Ибн Абд-аль-манаф (Ali ibn Abi Talib)

Али Ибн Абу Талиб Ибн Абд-аль-муталлиб Ибн Хашим Ибн Абд-аль-манаф (Ali ibn Abi Talib), (ок. 600, Мекка – 27.01.661, Куфа) – четвёртый халиф (656–661, после Абу-Бекра, Омара и Османа), политический и общественный деятель, двоюродный брат и зять Пророка Мухаммеда. Мусульмане почитают Али как святого, особыми узами родства и святости связанного с Мухаммедом. Али был женат на Фатиме, любимой дочери Пророка, и стал вторым после Хадиджи, жены Пророка, кто принял Ислам. Али был красноречивым, бескорыстным и храбрым воином. Ещё когда халифом был Осман, многие мусульмане жаловались на кумовство Османа, усматривая в клике его родственников причину всех своих несчастий. Будучи одним из первых обращённых, Осман тем не менее принадлежал к роду Омейя (Омейядов), большинство представителей которого так же, как их предводитель Абу-Суфьян, сопротивлялись Мухаммеду почти до последней минуты. Второй халиф Омар использовал опыт и знания членов этого рода, но держал их в узде, а вот Осман предоставил им и их приближённым монополию на высшие посты, часто позволяя им помыкать даже самим собой. Это поставило крест на его репутации в глазах ансаров Медины. Наконец в городах-гарнизонах возникали жалобы и на саму финансовую систему, основанную ещё Омаром, но показавшую все свои недостатки при Османе. Людей не устраивал контроль доходов их района (в качестве фея – государственной собственности) из Медины (опять же, не без примеси кумовства); они хотели сами получать все деньги и распоряжаться ими. Кто-то предложил, чтобы захваченная земля, подобно трофеям, распределялась непосредственно между воинами. В любом случае никакая доля доходов не должна была уходить в Медину. Есть свидетельства, что Али ибн Абу Талиб, выросший в доме Пророка, сопротивлялся политике Омара и ещё активнее – действиям Османа. Он был известен как могучий и бесстрашный воин и защитник недовольных. Теперь он олицетворял собой оппозицию. В 656 г. недовольство достигло апогея. Мединцы спровоцировали сопротивление провинциальных городов-гарнизонов, в частности Куфы, где в итоге отказались подчиняться наместнику Османа. Группу арабских солдат, вернувшихся из Египта, чтобы потребовать защиты своих попранных прав, сторонники Османа уговорили вернуться обратно, дав ложное обещание восстановить справедливость. Когда же гости отправились в обратный путь в Египет, они вдруг узнали, что были казнены их лидеры. Они вернулись и после череды сложных переговоров и взаимных уловок, в которых видные семьи Медины, не принадлежавшие к клану Омейядов, сохраняли нейтралитет, бунтовщики ворвались в дом Османа и убили его. (Его силу, равно как силу первых халифов Абу Бекра и Омара, обеспечивал только религиозный авторитет; у Османа не было даже личной охраны.) После этого, т. е. всего лишь через 20 лет после смерти Пророка Мухаммеда начался пятилетний период фитны (буквально «соблазнов» или «испытаний»), – гражданских войн за власть в мусульманской общине и за огромные захваченные ей территории. У Османа было много противников в Медине среди сахабов – сподвижников Мухаммеда, которые почти ничего не делали, чтобы обуздать бунтующих солдат. Теперь они ссорились из-за добычи. Бунтовщики, а с ними большинство мединцев, объявили новым халифом Али, который после небольшой паузы согласился принять трон. Любимая жена Мухаммада Айша и два его самых известных сподвижника из мекканцев потребовали отомстить за Османа и обвинили Али в том, что тот не наказал бунтовщиков, а теперь его самых рьяных сторонников, за убийство. Бунтовщики же утверждали, что Осман был убит справедливо – за обман и правление, не соответствующее законам Корана, а потому о мести не может быть и речи. Али пришлось согласиться с этим аргументом. Он переехал в Куфу, где было много его сторонников, а его противники – в Басру, так как вся военная мощь сосредоточилась в этих провинциях. Одержав победу в последовавшей затем войне, Али сделал Куфу своей новой столицей. Ему удалось посадить наместниками в большинстве провинций своих единомышленников; главная же его сила находилась в Ираке. Однако Али не получил признания в Сирии, и Муавийя ибн Абу-Суфьян, тамошний правитель, подхватил призыв к отмщению за Османа, который приходился ему двоюродным братом. Али отправился с войском в Сирию, но в 657 г. многочисленные стычки и переговоры в Сиффине, в верховьях Евфрата, долго ни к чему не приводили, пока люди Муавийи (которым, согласно рассказам очевидцев, грозило неминуемое поражение), поместив Коран на острие копий, не пришли к Али с просьбой рассудить их согласно слову Аллаха. Многие из сторонников Али одобрили этот способ окончания войны между мусульманами и заставили его согласиться. На самом деле это была хитрая уловка, в которую угодил Али. Большая часть ведущих сподвижников Мухаммеда сохраняли «нейтралитет», отказываясь встать на ту или иную сторону в ссорах мусульман. Теперь же Али был вынужден выбрать своим представителем одного из них – Абу Мусу аль-Ашари, которого куфанцы избрали своим правителем в пику Осману, но который не числился в друзьях Али. Между тем некоторые из воинов Али пожалели, что на усмотрение нейтрально настроенных людей отдан вопрос – вина Османа – который, как им казалось, уже прояснён положениями Корана. Когда Али отказался присоединиться к ним и решил придерживаться решения о суде, они ушли от него и разбили собственный лагерь в Харуре близ Куфы. Среди них были его самые набожные последователи, в их числе авторитетные чтецы Корана; они обвиняли Али в компромиссе со сторонниками несправедливости и в предательстве их доверия и надежд на то, что он восстановит справедливость, нарушенную Османом. Эти экстремисты, называемые хариджитами (т. е. «отступниками» или «мятежниками»), выбрали своего командира, не зависевшего от остальных мусульман. Большинство членов первой группы, отколовшись, были разбиты армией Али, но движение хариджитов распространилось, подхватив самые бескомпромиссные требования равенства и справедливости, сформулированные противниками Османа. Когда судейство всё же состоялось в 658 г., позиция бунтовщиков была публично осуждена, а вместе с ней подразумевалось осуждение и самого Али. Он не согласился с решением (но не раскаялся в том, что ожидал его, и поэтому не помирился с хариджитами, которые теперь считали, что им движет только стремление к личной власти) и попытался снова выступить в военный поход против Сирии. Но суровость в отношении хариджитов дискредитировала его даже в глазах куфанцев, поэтому собрать там многочисленную армию Али не удалось. В ходе последовавших за этим бессмысленных войн Муавийя шаг за шагом продвигался вперёд, для начала захватив Египет. Многие арабы не вмешивались, и Али постепенно растерял значительную часть своих сторонников. На втором суде, в котором приняли участие большинство видных мусульманских деятелей, но не Али, тщетно предпринимались попытки сойтись на другой кандидатуре на халифат: сторонники Муавийи теперь настаивали, чтобы халифом стал он, а большинство других еще не были готовы это принять. Судами не удавалось достичь почти ничего, кроме дискредитации притязаний Али на престол. Войско Муавийи подавило локальное сопротивление в Аравии. Между тем хариджиты задумали убить всех виновных, по их мнению, бед мусульман – самого Али, Муавийю и Амру Аса – и для осуществления этой цели были выбраны трое из числа непримиримых хариджитов. Все они нанесли на свои мечи яд, чтобы их удары были смертельными. Датой покушения они назначили один день 26 января 661 г. – ночь Предопределения, когда все люди до утра находятся в мечети. Каждый из них отправился в соответствующий город для осуществления своего плана – в Египет, в Дамаск и Куфу. В результате Али был убит, Муавийя только ранен, а Амру Ас вообще не пострадал, так как не пришёл в мечеть по причине болезни (вместо него по ошибке был убит городской судья). Сына Али Хассана возвели на трон его оставшиеся сторонники в Куфе, но тот ввиду бесперспективности новой войны и ради сохранения жизни мусульманский воинов отказался от борьбы и заключил договор с Муавийей, по которому уехал в Медину и жил там в богатстве и роскоши. Тогда все провинции признали халифом Муавийю, шурина Пророка. Так престол халифа захватила династия Омейядов. Али был похоронен в местечке Карийин, на его месте возник позднее город Наджаф. Али считается автором одной из самых известных и авторитетных книг в мусульманском мире «Нахдж ал-балага» («Nahj al-balāghah», «Путь красноречия»), это его проповеди, изречения и афоризмы (составил ее в X в. видный ученый шиит Шариф аль-Ради, Sharīf al-Raḍī). ► Острота мышления, быстрота реакции и сообразительность имама Али приводили всех в изумление. Так однажды [халиф] Омар сказал: «О, Али! Я не удивляюсь твоей осведомлённости во всех научных, судебных и религиозных областях. Меня удивляет то, что ты отвечаешь на любой вопрос сразу же, не задумываясь». Али ответил: «Сколько пальцев на моей руке?» Омар сказал: «Пять пальцев». Тогда Али спросил: «Почему же ты ответил на этот вопрос, не задумываясь?» Омар: «Ответ на этот вопрос ясен и не требует размышлений». Али сказал: «Ответы на все вопросы ясны мне так же, как тебе пять пальцев руки». Следует при этом сказать, что знания имама Али были ниспосланы ему Аллахом, а знания учёных и сведущих людей приобретаются ими в результате многолетних учений и исследований.

::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::: 

Как найти и заказать дешёвые авиабилета через Интернет? Сайт поиска авиабилетов www.aviapoisk.by позволяет купить билеты по той цене, которая выдаётся в результатах поиска. Предложения сотен авиакомпаний со всего мира отслеживаются здесь.

Старый адрес этой страницы: http://biograpedia.ru/?q=node/5328

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

83 − 78 =