Боттичелли (Botticelli), Сандро

Боттичелли (Botticelli), Сандро (Алессандро ди Мариано Филипепи – Alessandro di Mariano Filipepi, 01.03.1445, Флоренция – 16 или 17.05.1510, Флоренция) – итальянский живописец, сын небогатого кожевника. Прозвище «Боттичелли» («бочонок») получил старший брат художника, возможно за свою полноту и округлость форм, со временем прозвище укоренилось и стало фамилией, под которой мы его знаем. Обнаружив в детстве неспокойный характер и полное равнодушие к занятиям в школе, он был пристроен отцом в обучение к золотых дел мастеру, здесь впервые раскрылся его замечательный талант рисовальщика. В 1459 г. Боттичелли попадает в мастерскую к Филиппо Липпи и становится его учеником. Есть также сведения, что Боттичелли был учеником в студии Андреа дель Вероккио в одно время с Леонардо да Винчи. Первые упоминания о Боттичелли относятся к 1470 г., когда он написал «Стойкость» (Fortezze) – аллегорическое изображение одной из добродетелей, заказанных ему купеческим цехом Флоренции, и к 1474 г., когда он написал «Святого Себастьяна» для флорентийской церкви Санта Мария Маджоре. Примерно с середины 70-х гг. начинаются  оживленные  сношения Боттичелли с семейством Медичи. Во дворце Медичи, среди представителей знати и денежной аристократии, Боттичелли воспринимает античные идеи, которые культивировали тогда верхи флорентийского общества. В 1478, после заговора Пацци, закончившегося убийством Джулиано Медичи, Боттичелли получил заказ украсить фасад Палаццо дель Подеста портретами приговоренных к смерти заговорщиков (все эти росписи не сохранились). Почти всю жизнь Боттичелли провел во Флоренции, лишь ненадолго уезжал по приглашению папы Сикста IV в Рим (1481–1482), когда выполнял по заказу фрески для Сикстнской капеллы в Ватикане (работал вместе с Перуджино, Доменико Гирландайо и Козимо Росселли). В 1482 г. после кончины отца вернулся во Флоренцию и жил там до самой своей смерти (в 1502 г. выразил согласие отправиться в Мантую на службу к Изабелле д’Эсте, но поездка по каким-то причинам не состоялась). Мастерская Боттичелли всегда была загружена работой, именно поэтому для художника этого периода сохранилось так много его работ. Помимо картин на мифологические и религиозные сюжеты он написал несколько замечательных портретов (Святой Августин на стене церкви Всех Святых во Флоренции) и рисунков (чаще всего контурных набросков пером, чуть расцвеченных) для иллюстрированного издания «Божественной комедии» Данте (для первой части комедии – «Ада», всего ок. 100 рисунков, хранятся в Государственной Библиотеке в Берлине и в Библиотеке Ватикана). В расцвете творчества Боттичелли был самым популярным художником Флоренции, и среди его заказчиков – главные церкви Флоренции и знатные семейства города (в том числе Медичи). Особенная черта собственного таланта Боттичелли состоит в наклонности к фантастическому. Он один из первых внёс в искусство своего времени античный миф и аллегорию и с особенной любовью работал над мифологическими сюжетами. Вазари утверждает, что Боттичелли подпал под сильное влияние проповедей монаха Савонаролы (1452–1498, казнён), яростного обличителя папского престола и верхов флорентийского общества (семейства Медичи), погрязших  в  «языческом зле» и пороках. Дальнейшие драматические события во Флоренции – изгнание Медичи и казнь Савонаролы – потрясли впечатлительного Боттичелли и отвратили его от античных идей, рассадником которых он считал двор Медичи. Ботичелли раскаялся в том, что писал «языческие» картины и совершенно бросил живопись и «впал в величайшее разорение» (известно, что брат художника Симоне был одним из самых набожных и ревностных учеников монаха и жил в доме Сандро). «Он отошел от работы и в конце концов постарел и обеднел настолько, что, если бы о нём не вспомнил, когда ещё был жив, Лоренцо деи Медичи, для которого он, не говоря о многих других вещах, много работал в малой больнице в Вольтерре, а за ним и друзья его и многие состоятельные люди, поклонники его таланта, он мог бы умереть с голоду» (Вазари). Так это или нет, неизвестно, однако следует сказать, что после 1498 г. нет письменных свидетельств об отношениях Боттичелли с семейством Медичи, и его последние работы все имели религиозный характер. Из-за того ли, что Боттичелли забросил живопись и впал в немилость из-за связи с Савонаролой, или из-за того, что стиль Боттичелли многим стал казаться старомодным и устаревшим, художник умер в безвестности. Слава его возродилась лишь в XIX в., когда прерафаэлиты начали имитировать его бледные удлинённые фигуры, а критики того времени (Рескин, например) восторженно отзывались о манере и стиле художника. Сохранились многочисленные работы, лучшее их собрание в галерее Уффици: «Весна» (1477–1478), «Рождение Венеры», «Мадонна с гранатом», «Благовещение» (1489–1490), «Венчание Богоматери» (ок. 1490), «Поклонение волхвов» (1474), «Стойкость», «Клевета» и др. В России – «Святой Доминик и Святой Иероним» (Эрмитаж, Санкт-Петербург), «Благовещение» (Музей им. А. С. Пушкина, Москва). Фрески Боттичелли – во флорентийской церкви Всех Святых (Ognissanti) (1480), с виллы Торнабуони (1486) – в Лувре, в Сикстинской капелле в Ватикане. Рисунки – во Флоренции (в Уффици и Академии) и в Риме, иллюстрации к «Божественной комедии» Данте – в Ватикане и Берлине. Среди других работ – отдельные произведения в музеях Амстердама, Бергамо, Бостона, Вены, Лондона, Милана, Монпелье, Мюнхена, Неаполя, Нью-Йорка, Парижа, Пьяченцы, Рима, Страсбурга, Турина. Похоронен Боттичелли в церкви Всех Святых во Флоренции. ► «Как-то поселился возле Сандро некий ткач и поставил без малого восемь станков, которые, когда они работали, то не только бедного Сандро оглушали стуком стремян и грохотом ящиков, но сотрясали весь дом, который был и так не прочнее прочного. И потому то от одного шума, то от другого он не мог ни работать, ни сидеть дома. Он уже не раз просил соседа избавить его от этой муки, а тот отвечал ему, что у себя дома он хочет и может делать все, что ему нравится. Сандро рассердился и на свою стену, которая была выше соседской стены и не очень устойчивой, взгромоздил огромнейший камень, чуть не с воз размером, так что, казалось, при малейшем сотрясении стены он должен был упасть и проломить крышу, потолок, рамы и сукна соседа; а когда тот, перепугавшись, прибежал к Сандро, ему было отвечено теми же словами, что он-де у себя дома хочет и может делать все, что ему нравится, а так как он ничего другого не мог добиться, ему пришлось прийти к разумному соглашению и наладить с Сандро добрососедские отношения» (Вазари, «Жизнеописание Сандро Боттичелли, флорентинского живописца»).

Старый адрес этой страницы: http://biograpedia.ru/?q=node/4672

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

× 9 = 63