Шорье (Chorier), Никола

Шорье (Chorier), Никола (01.09.1612, Vienne, вблизи Лиона – 14.08.1692, Гренобль) – французский юрист, историк и литератор. Родился в Виенне (Vienne, Дофинэ). Сын прокурора виеннского суда, он изучал право в Валенсе, где и получил степень доктора (1639). Затем занялся адвокатской практикой в родном городе; позднее в Гренобле был королевским прокурором (procureur du Roi) при комиссии, учреждённой для розыска мошенников, присваивающих знатные титулы. Скандальную славу снискал эротическим сочинением «Алоизия, или Диалоги Луизы Сигеа о таинствах Любви и Венеры» («Aloysiae Sigeae Toletanae satira sotadica de arcanis Amoris et Veneri», 1658; современное и одно из лучших изданий: Bruno Lavagnini в серии “Renatae Litterae”, Catania, Prampolini, 1935). Никола Шорье назвал автором своего детища испанку Луизу Сигеа из Толедо, а переводчиком – голландского гуманиста и филолога Яна Мерсиуса. «Алоизия…» была издана на латыни (Эльзевиры, 1657), а на французском языке издавалась под другим названием: «Дамская академия, или Семь любовных диалогов Алоизии» («Académie des Dames ou les Sept Entretiens galants d’Aloisia», 1680, 1681, 1782). Книга, представляющая собой «сущую энциклопедию сексуальной практики XVII века» (Revilo P. Oliver), состоит из семи диалогов, которые ведут между собой молодая итальянская женщина по имени Туллия и её кузина Оттавия, совсем ещё юная девушка пятнадцати лет; замужняя Туллия даёт наставления Оттавии, вот-вот готовящейся выйти замуж: в первом диалоге (под названием «L’Escarmouche») речь идёт о радостях супружеской любви и семейной жизни (Туллия делится своим опытом семейной жизни и сексуальной практики и приоткрывает завесу тайны будущего состояния Оттавии); во втором («Tribadicon») Туллия вовлекает Оттавию в лесбийские игры и попутно рассуждает о преимуществах, тайнах и радостях любви лесбийской; в третьем («Anatomie») разговор идёт о технике и приёмах любовного соития в анатомических подробностях, обсуждаются также некоторые термины, принятые в любовной практике; в четвёртом («Le Duel») разговор идёт о разнополой любви, любви женщины и мужчины (Туллия делится собственным опытом физической любви со своим мужем по имени Callias); в пятом («Voluptés») Туллия, продолжая любовную игру с Оттавией, посвящает её в некоторые интимные детали супружества, разговор также идёт об «экзотических» удовольствиях любви, причиняемых болью, и опасностях бичевания (в разговоре принимает участие также и мать Оттавии Семпрония); в шестом («Façons et Figures»), наиболее нескромном и несвязном диалоге, к героиням присоединяюся два распутника – Lampridio и Rangoni, которые пробуют с женщинами и друг с другом разные позы, попутно разговор продолжается о способах и позициях любовного соития, в том числе и о любви содомской, и о других материях, имеющих отношение к теме; и, наконец, в седьмом диалоге («Fescinnini ou Historiettes»), служащим как бы дополнением и иллюстрацией к преподнесённым урокам, рассказываются анекдоты и весёлые истории, имеющие отношение к искусству и таинствам любви, а также забавные и курьёзные случаи из практики брачных отношений. –– Шорье принадлежат также исторические труды («История Дофинэ»«L’Histoire du Dauphiné», 2 т., 1661–1672; это сочинение драгоценно по обилию сведений, которое оно даёт, часто на основании документов, теперь уже утраченных; «Recherches sur les antiquités de la ville de Vienne», 1658, 1828), биографические («Histoire de la vie de Charles de Créqui de Blanchefort», 2 т., 1683; «De Petri Boessatii vita amicisque litteratis libri duo», 1680; «Vie d’Artus Prunier de Saint-André», 1680; «De Dionysii-Salvagni Boessii vita liber unus», 1680), политические («Etat politique de la province du Dauphiné», 4 т., 1671–1672; новое изд. под заглавием «Nobiliaire de la province du Dauphiné», 4 т., 1697; «Dissertation historique et politique sur le traité fait entre le roy et le duc Charles touchant la Lorraine», 1662), юридические, по генеалогии («Histoire généalogique de la maison de Sassenage», 1669) и др. («Sentiments de l’honnête homme», 1641; «Philosophie de l’honnête homme», 1648; «N. Chorerii Adversariorum de vita et rebus suis libri III»; «Nic. Chorerii Carminum liber unus», 1680). ► «Больше всего Никола Шорье обязан своей известностью другого рода литературной деятельности. В 1659–1660 гг. в Лионе была напечатана в нескольких экземплярах, только для друзей Шорье, небольшая книжка. Ни года, ни места издания не было указано. Это одна из самых грязных книг, какие только появлялись в печати. Её заглавие: «Aloïsiae Sigeae Toletanae satira sotadica de arcanis amoris. Aloïsia hispanice scripsit, latinitate donavit J. Meursius». Она заключала 6 диалогов. Впоследствии Шорье прибавил ещё 7-й диалог. В 1678 г. «Aloïsia» была перепечатана, также без указания места и года, в Гренобле, у книгопродавца Никола. Третье издание появилось в Женеве под заглавием «J. Meursii Elegantiae latini sermonis». В этом издании уже 7 диалогов. Дальнейшие издания: Амстердам (1757), Лейден, Лондон (1781), Париж (1885). Существуют и многочисленные французские переводы, из которых лучший издан Liseux (4 т., 1881–1882). Издание 1678 г. вызвало сильный скандал, так что книгопродавец Никола должен был закрыть лавочку. Доискивались имени автора: нетрудно было узнать, что Aloïsia и Meursius тут не при чём. Впрочем, уже с самого начала подозрения пали на Шорье, так как нашлись люди, видевшие один экземпляр 2-го издания и даже корректурные листы 1-го с собственноручными поправками Шорье» («Энциклопедия Брокгауза и Ефрона»). ► Из мыслей Шорье: «Ласки умной женщины красноречивее самого Платона» («Les caresses d’une femme d’esprit persuadent mieux que Platon en personne»). ► А вот мнения об этой книге некоторых известных людей: «Воистину не знаешь, что в этой книге восхищает более всего: элегантность стиля, непринуждённая весёлость в сочетании с игривостью или же высочайшее искусство автора, умеющего так ловко разнообразить и модулировать уникальную тему» («Ne sait pas ce qu’il faut y admirer le plus, ou de l’élégance du style ou de la gaîté et de la grâce du badinage, ou de l’art suprême avec lequel l’auteur a su varier prodigieusement un thème unique» – Форберг [F. K. Forberg]) ––– «[это] художественное произведение, в то же время являющееся документом, дающем наглядное представление о нравах и сексуальной практике современников автора, вкупе с принятой тогда сексуальной философией, усеянное максимами житейской мудрости» («… une fiction pleine de documents sur les mœurs intimes des anciens et des modernes, au surplus empreinte d’une philosophie sexuelle très clairvoyante et très pratique, émaillée des maximes d’une morale sage» – Вильнёв [B. de Villeneuve]). ––– А вот Шарль Нодье назвал книгу Шорье «бесстыдной книгой» («livre infâme»).

Старый адрес этой страницы: http://biograpedia.ru/?q=node/3973

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

× 4 = 12