Файзи (Абуль-Файз-Хинди)

Файзи (Абуль-Файз-Хинди) (24.09.1547, Агра – 05.10.1595, Лахор), шейх – индийский поэт, старший брат знаменитого Абульфазла. Писал на персидском языке. Родился в Агре, в семье учёного-вольнодумца. Отец Файзи и Абульфазла, шейх Мубарак Нагори (Mubarak Nagori, 1505–1593), был образованным учёным-богословом и одним из девяти избранных адептов новой «божественной веры» («дин-и илахи»), созданной по желанию и под руководством падишаха Акбара (1556–1606). Файзи и его младший брат, знаменитый Абульфазл, получили разностороннее образование под началом своего отца, – образование, выходящее далеко за пределы принятой и жёстко регламентированной в те времена мусульманской учёности. Шейху Мубараку удалось главное – привить своим сыновьям, кроме любви к наукам и искусствам, также терпимость к другим вероисповеданиям – индуизму, зороастризму и христианству (сам падишах Акбар, прозванный Великим, проявлял интерес к христианству; к этому времени португальские миссионеры, в частности, иезуитские отцы, и в их числе знаменитый Ксаверий, успели проникнуть в Агру и побывать при дворе Великих Моголов). Файзи обладал поистине энциклопедическими знаниями, что позволило ему создать ряд научных трудов по философии и богословию, математике и медицине, поэтике и стилистике. Он знал несколько языков – арабский и санскрит, персидский и хиндави. Незаурядный поэтический талант Файзи проявился ещё в юношеские годы. К тридцати годам он прославился не только как разносторонний учёный, но и как первоклассный поэт. В 1568 г. молодой Файзи был представлен падишаху и принят ко двору. С тех пор и до конца своих дней он занимал разные должности при императорском дворе – был советником по вопросам внешней политики, правителем Агры, выполнял дипломатические поручения, участвовал в военных походах. Он стал воспитателем царевичей Данияла и Мурада и духовным наставником принца Селима, будущего императора Джахангира. В 1573 г. скончался известный поэт Газали Машхади, занимавший должность «царя поэтов» при дворе Акбара. В течение долгих шестнадцати лет эта почётная должность оспаривалась лучшими поэтами. Слишком затянувшийся конкурс закончился в 1589 г. назначением Файзи на эту должность и пожалованием ему почётного титула «царя поэтов» («малик аш-шуара»). Будучи человеком широких и прогрессивных взглядов, Файзи активно способствовал развитию науки, литературы и искусства. Он оказывал моральную и материальную поддержку многим одарённым молодым людям, независимо от их этнической и конфессиональной принадлежности. Его активной поддержкой пользовался знаменитый поэт Урфи, который некоторое время жил в доме своего покровителя. Файзи был страстным поклонником философии и литературы древней Индии и всячески способствовал пропаганде её среди мусульманского населения, считая, что это непременно должно служить благородной цели сближения мусульман и индусов. Файзи вместе с братом руководил работой созданной по указу падишаха Акбара комиссии по переводу с санскрита на персидский язык научных, философских и литературных произведений древней Индии. Сам Файзи лично перевёл арифметический труд средневекового индийского учёного Бхаскари Ачарьи «Лилавати» и отредактировал персидские переводы «Махабхараты», «Бхагаватгиты» и «Атхарвавведы», а к концу жизни он начал переводить стихами «Новый Завет» (!). Он написал труд по богословию («Предметы писания»«Маварид ал-калам»), трактат «Блеск вдохновения». Файзи скончался от астмы в октябре 1595 г. Поэтическое наследие Файзи составляют диван лирики и большие поэмы: как маститый поэт эпохи он не мог остаться в стороне от распространившегося в литературах народов Востока стремления создать собственный пятеричный цикл по образцу «Хамсе» Низами. План «пятерицы» Файзи был таков: (1) «Средоточие врёмен» («Марказ-и адвар»), (2) «Сулейман и Билькис», (3) «Наль и Даман», (4) «Семь стран» («Хафт кишвар»), (5) «Акбар-намэ». Притом Файзи, как можно судить по сохранившимся отрывкам, работал над всеми поэмами одновременно. Однако Акбара очень интересовала третья часть «пятерицы» – «Наль и Даман», соответствующая поэме «Лейли и Меджнун» Низами, но сюжетом своим восходящая к древнеиндийскому эпосу (эпизод о Нале и Дамаянти из 3-й книги «Махабхараты»). И Файзи получил от падишаха указание – завершить прежде всего именно поэму «Наль и Даман», которая и была написана в течение четырёх месяцев. Она по праву считается венцом творчества индийского поэта. После завершения поэмы «Наль и Даман» Файзи приступает к работе над первой частью «хамсе» и заканчивает её. Однако отредактировать текст Файзи не удалось. Работу завершил брат – Абульфазл Аллами (в редакции Абульфазла поэма «Марказ-и адвар» включала до трех тысяч бейтов; это глубокосодержательная философская поэма, в которой нашли отражение и общественно-политические взгляды Файзи). Что же касается остальных частей «хамсе» поэта, то от них сохранились лишь небольшие фрагменты, созданные еще до усиленной работы над поэмой «Наль и Даман». ► Отец Файзи и Абульфазла, шейх Мубарак по отцовской линии происходил из Йемена. Он учился в Гуджарате у двух знаменитых людей той поры: Абульфазла Казеруни и ученого и поэта Имада Лари. С 1544 г. он обосновался в столице Великих Моголов – Агре. Этот «искатель истины» избрал суфийский образ жизни, состоял в разных суфийских орденах, действовавших на севере Индии. Он поочередно примыкал то к ордену Махдавийе, то к Накшбандийе. Шейх Мубарак – автор ряда богословских трудов и тафсира (комментария к «Корану») – «Исток родников» («Манба аль-уйун»).

Старый адрес этой страницы: http://biograpedia.ru/?q=node/3937

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

28 ÷ = 28