Фоленго (Folengo), Теофило

Фоленго (Folengo), Теофило (наст. имя Джироламо Фоленго, 08.11.1491, Cipada, окрестности Мантуи, Италия – 09.12.1544, Bassano Campese, Республика Венеция), известный также под псевдонимом Мерлин Кокайо (Merlin Cocaio) – итальянский комический поэт. Родился в знатной мантуанской семье. Юношей вступил в бенедиктинский орден и принял имя Теофило. В 1515 г. вследствие раздоров, возникших в монастыре, бежал из монастыря вместе с любимой женщиной, Джироламой Дедией, и отправился в Болонью, где изучал философию у Помпонацци. Обладал необыкновенным даром стихотворца, вел беспутную и беспорядочную жизнь, писал непристойные бурлескные поэмы в необычном стихотворном стиле, позднее названном «макароническим», – причудливой смеси латыни и итальянского (изобретателем этого стиля считается поэт XV в. Тифи дельи Одази, Tifi degli Odasi). Сочинения его полны выдумки, остроумны и весьма занимательны. «Ужасная война мух и муравьев» («Moschaea») – комическая поэма, написанная в подражание приписываемой Гомеру «Батрахомиомахии»; она повествует о войне мух с комарами и представляет собой сатиру на бесчисленные мелкие войны между различными итальянскими государствами, возникавшие большей частью по ничтожным поводам, но приводившие нередко к весьма печальным последствиям. Поэма «Macaronea» (или «Baldus», посмертная, третья, редакция 1552 г.) – пародия на рыцарскую поэму. Герой поэмы Бальдо благодаря своей силе и заносчивости держит в страхе всех жителей своей местности. Хитростью удается его посадить в тюрьму. Оттуда его освобождают друзья, вместе с которыми он собирает шайку забияк, отправляется искать приключений, подвергается бурям на море, битвам с пиратами, уничтожает чары, убивает ведьм и чудовищ и достигает даже ада. В аду Бальдо и товарищи встречают макаронического пророка, который предсказывает им их судьбу. Затем они приходят к гигантской тыкве, где находятся непризнанные философы, поэты и другие шарлатаны. Здесь Теофило Фоленго внезапно прерывает повествование. В общем, поэма эта представляет, с одной стороны, пародию на рыцарские романы и поэмы, с другой – грандиозную сатиру на нравы того времени. Как и в более ранних произведениях, Теофило Фоленго применяет здесь возвышенный эпический стиль, представляющий комический контраст с далеко не героическими деяниями героев поэмы. По временам повествование прерывается торжественными обращениями к музам (макароническим) с просьбой вдохновить его и помочь. Сатирический элемент особенно ярко проявляется в описании жизни монахов Convento della Motella, развратных, грубо-невежественных, прожорливых и лицемерных: «желудок – их Бог, еда – их закон, бутылка – их священное писание». Замечателен воспроизведенный впоследствии у Рабле рассказ старика, державшего гостиницу при входе в Рай и оставившего это место ввиду его невыгодности, так как в Рай приходили одни только нищие, а короли, Папы и герцоги появлялись там очень редко. В последней книге Теофило Фоленго, издеваясь над схоластиками, описывает местопребывание Фантазии, где философские и грамматические термины и мысли порхают бездельно подобно мухам, не управляемые ничьей разумной волей. Самые фантастические приключения рассказаны с удивительной точностью и реальностью, имеют правдоподобность истории и обнаруживают в авторе редкое знание человека и природы. Поэма «Orlandino» о юности Роланда; аллегорическая поэма «Caos del Triperuno» (1527) – странная смесь прозы и стихов итальянских, латинских и макаронических, представляет историю мистических заблуждений и освобождений, в аллегорической форме; заключение её – признание божественной милости единственным источником спасения. В стихах грубоватых, энергичных и выразительных Теофило Фоленго осмеял – на столетие раньше Сервантеса – воображаемый мир рыцарских романов. Автор «Бальдуса» любил, как и Рабле, непристойные фацетии и солёные народные шутки. В последние годы жил отшельником, а в 1534 г. опять вступил в орден и оставался в нём до конца жизни. В это время им написаны покаянная поэма «Umanita del figliuol di Dio» (изд. 1553), посвящённая «достойным бойцам во имя Христово», и три трагедии «Cecilia»; «Cristina»; «Catarina».

Старый адрес этой страницы: http://biograpedia.ru/?q=node/3940

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

5 + 1 =