Калхана (Kalhana)

Калхана (Kalhana) (XII в.) – индийский поэт и историк. Родился в начале XII в. в Кашмире. Его отец, Чампака (Champaka), был кашмирским вельможей и занимал должность «дварпала» (dwarpal, англ. «the Lord of the gate»), т. е. охранителя государственных границ, в царствование «несчастного» царя Харши (1089–1101, убит в 1101; после убийства царя Чампака не занимал высоких постов при следующих правителях). Калхана всегда восхищался и гордился своим отцом и своими предками, о которых известно, что они были шиваитами, т. е. поклонялись богу Шиве. Калхана и сам был шиваитом, но терпимо относился к представителям других религий, в том числе и к буддистам. Калхана был выдающимся поэтом и весьма образованным человеком, хотя мы и не знаем ничего о его формальном образовании, вероятно, оно было традиционным для его времени, т. е. свои знания он почерпнул из устных и письменных источников и от ученых людей – пандитов). Известно, что он хорошо знал древние индийские эпические сказания «Махабхарату» и «Рамаяну», а также произведения своих соотечественников-кашмирцев Билханы (Bilhana) и Баны, описывавших подвиги древнего царя Харши, Кшемендры, Дамодарагупты и других. Калхана является автором исторической хроники в стихах (махакавья, «mahakavya») под названием «Раджатарангини» («Rajatarangini», «Река царей», создана в 1147–1149 гг.). В этой поэме Калхана попытался создать хронику Кашмира от времени царя Ашоки из династии Маурьев (Asoka, время царствования: ок. 273 – 232 до н. э.) до его собственной эпохи. У него, как и у других индийских хронистов, присутствуют элементы чудесного, но в целом он придерживается исторической правды. В изображении событий и исторических фигур прошлого, а также своего времени, он воздал каждому по делам его, говоря как о достоинствах, так и недостатках своих героев. Он не пожелал купить расположение и любовь власть придержащих ценою истины. Поэтический талант Калханы, его знание истории родной страны, литературы, географии, археологии, его острый взгляд и наблюдательность, чувство юмора, живое и богатое воображение, наконец, знание человеческой природы – всё это делает произведение Калханы не только увлекательным художественным произведением, но и выдающимся историческим памятником, а ему самому обеспечивает почетное место среди историков средневековья. Если в первых трёх главах поэмы (всего их восемь), охватывающих период до начала VII в., историзм Калхана весьма относителен, а хронология непоследовательна (здесь он использовал все доступные ему источники, некоторые из которых к настоящему времени утеряны, а также легендарные и мифлогические сюжеты), то, приближаясь к более поздним событиям (начиная с VII в.), повествование становится точней и обстоятельней. Стиль Калханы в большой степени традиционен, склонен к изысканным метафорам и гиперболам, но там, где дело касается недавних по времени или тем более современных ему событий, становится строже и яснее. «Раджатарангини» обладает для истории литературы особым значением – практически Калхана выступает в своей хронике не только как продолжатель жанра махакавья, но и как мастер того, что можно было бы назвать «исторической повестью». Помимо художественных портретов своих современников и героев прошлого (Ашока, Канишка и др.), «Раджатарангини» содержит образцы фольклорных и литературных жанров (в том числе и исторические анекдоты), которые дают представление не только о состоянии и характере литературы и литературной жизни его эпохи, но и вообще о жизни доисламского Кашмира. Сам Калхана считал себя прежде всего поэтом и писал свое произведение как дидактическую поэму в назидание современникам и потомкам. Согласно традиции, Калхана был автором ещё одной поэмы – «Jayasimhabhyudaya», которая до нас не дошла; возможно, это панегирик царствующему правителю. ► Поэма Калханы состоит из восьми частей (книг или глав, «tarangas»): в первой части рассказывается о царях династии Gonanda, о царе Ашоке и его наследниках; во второй части о правителях Кашмира, не связанных с династией Gonanda; третья часть начинается с истории реставрации династии Gonanda и правителях этой династии, среди царей упоминаются Праварасена (Pravarasena) и Торамана (Toramana); в части четвертой рассказывается о царях династии Картока (Kartoka), на смену которой пришла династия Утпала (Utpala), этой династии посвящена пятая часть поэмы; шестая часть «Реки царей» посвящена истории Кашмира под властью потомков царей Вирадевы (Viradeva) и Абхинавы (Abhinava); шестая часть посвящена царям первой династии Лохара: она открывается рассказом о воцарении Самграмараджи (Samgramaraja), правителя Лохары (Lohara), на кашмирском троне и заканчивается свержением с трона и убийством царя Харши (1101 г.); восьмая часть начинается с воцарения на кашмирском троне второй династии Лохара, рассказывается о времени правления царей Уккалы (Uccala), Суссалы (Sussala) и его сына Джаясимхи (Jayasimha, вступил на престол в 1127 г.), современником и придворным поэтом которого был сам Калхана.

Старый адрес этой страницы: http://biograpedia.ru/?q=node/3815

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

8 × = 40