Люлли (Lulli, Lylli), Жан Батист


Люлли (Lulli, Lylli), Жан Батист (Джованни Баттиста Лулли, 28.11.1633, Флоренция – 22.03.1687, Париж) – французский композитор, музыкант, основатель и создатель французской оперы. Он был итальянец по рождению, родился во Флоренции и, кажется, от благородных родителей. Один из Гизов, путешествуя по Италии, привёз его во Францию для Монпансье, потому что мальчик был мил и забавен. Он умел читать, писать и играть на гитаре. Когда Люлли коверкал французский язык, он забавлял своей болтовнёй, но потерял всю прелесть, когда выучился говорить по-французски, и его сослали на кухню. Музыкальное же призвание его не заглохло, он где-то раздобыл скрипку и беспрестанно наигрывал на ней разные мелодии; говорят, что в это время он сочинил арию «Au clair de la lune», которая вскоре сделалась популярной. Раз поварёнок явился к Мишелю Ламберу, музыканту, композитору и гуляке, довольно известному в Париже, и просил его советов. Ламбер полюбил мальчика, занялся его образованием, а впоследствии выдал за него свою дочь. В то время во Франции музыка не процветала, об опере не имели понятия, а пение и музыку называли балетом; всё это было в примитивной и в какой-то грубой форме. Люлли сделался пажом, выступал как органист, скрипач и танцор, с 1652 г. руководил придворным ансамблем «16 скрипок короля». В Королевской академии музыки обучал певцов вокальному и актёрскому мастерству, танцоров – пластике и танцевальному искусству, оркестрантов – игре на струнных инструментах. В музыкальном отношении Франция тогда уступала Италии. Вскоре Люлли сошелся с Мольером, играл в его комедиях и сочинял музыку на мифологические сюжеты и, в сотрудничестве с Мольером, музыкальные спектакли на бытовые сюжеты комедийного характера. Настоящее музыкальное поприще Люлли начинается с 1672 г., когда он поставил на сцене свою первую пасторальную оперу в трех действиях «Les fetes de LAmour et de Bacchus» (либретто написано Мольером, Бенсерадом и Кино). Музыка этой оперы была заимствована из песен и произведений прежних композиторов. В следующем году появилось более серьёзное произведение: «Кадм и Гармония» на текст Кино. С этого времени Кино постоянно писал либретто для Люлли, получая по 4 тысячи ливров за пьесу. Эта опера обнаружила в композиторе большой драматический талант. Сцена прощания Кадма производила на слушателей неизгладимое впечатление, ее одобрил сам Вольтер. Оркестр был усилен, и под управлением Люлли музыканты научились играть слаженно. «Тесей» считается лучшей оперой Люлли, как по содержанию, так и по музыке. «Армида», последнее либретто, написанное Кино, было лучшим произведением этого поэта; стихи гладки и благозвучны; но, к сожалению, первое представление этой оперы чуть было не лишило композитора монаршей милости. Представление (пьесу) долго не начинали, a Людовик ХІV очень не любил ждать; когда об этом сказали Люлли, он ответил какою-то неловкостью, что ещё более раздосадовало короля; но итальянец был хитёр и ловок, и довольно скоро сумел вернуть себе монаршью милость. Лафонтен, к которому обращался Люлли за текстами опер, не мог с ним поладить, Люлли трижды забраковал тесты либретто для написанной уже музыки, всё это раздражало маститого баснописца, он даже разразился острой эпиграммой. Вообще, тогдашние журналисты и биографы были несправедливы к Люлли, они создали ему незавидную славу и выставляли его в неблаговидном свете; итальянское происхождение много ему вредило. Но всё это не умаляет истинных заслуг Люлли перед музыкальным искусством. Правда, если начать сравнивать его стиль с современными ему итальянскими композиторами, то можно найти много заимствований, но Люлли несомненно был музыкально одарён, обладал вкусом и энергией, и эти качества обеспечили ему продолжительный успех его опер, которые исполнялись в продолжении целого столетия. Люлли умер в ІІариже в 1687 г. от какой-то странной болезни: при исполнении «Те Deum laudamus» («Тебя, Бога, хвалим»), по случаю выздоровления Людовика XIV, он управлял оркестром, в какой-то момент в такт музыке сильно ударил ногою об пол. В ту же ночь на ноге сделалась опухоль, доктора настаивали на ампутации ноги, но Люлли отказался и умер от развившейся гангрены. Люлли написал 19 опер, много симфоний, арий, пьес для скрипки, дивертисментов и увертюр.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

6 × = 12