Малерб (Malherbe), Франсуа де

Малерб (Malherbe), Франсуа де (1555, Le-Locheur, Нормандия – 16.10.1628, Париж) – французский поэт и критик, один из первых теоретиков классицизма. Происходил из аристократической семьи. Некоторое время в Провансе служил секретарем герцога Ангулемского, много путешествовал со своим патроном, а после его смерти бедствовал. Приехав в Париж, через своего земляка кардинала Дю Перрона, стал известен королю Генриху IV как искусный стихотворец. Королю понравились стихи Малерба, но из скупости он определил поэта на службу не к себе, а к господину Бельгарду, высокопоставленному придворному, но и это давало ему право считаться придворным поэтом. Стихи Малерба – выражение верноподданнических чувств и прославление исторических свершений монархии, любимый жанр – стансы и ода. Оды Малерба – своеобразные торжественные речи в стихах, посвященные знаменательным событиям в общественной жизни страны. Он писал также сонеты, эпиграммы, элегии. Буало, называя его «французским Горацием», говорил, что он «первый узнал тайную силу каждого слова, поставленного на своем месте». Малерба называли «поэтом принцев и принцем поэтов», он пользовался особым расположением короля Генриха IV. Его главные произведения: поэма «Слезы Святого Петра» («LarmesdeSaintPierre»), «Стансы», поэтическая переработка библейских псалмов. Как теоретик (теоретические воззрения изложены в его комментариях – «Lecommentairesurdesportes») выступал апологетом и поборником классицизма, считал необходимой серьезную работу над формой, требовал от поэтов точного значения слов и выражений и правильной расстановки их в поэтической речи, он сформулировал правила, ставшие обязательными для поэзии классицизма. Свою задачу видел в том, чтобы очистить французскую речь от гасконских примесей, итальянизмов (итальянцы ему были не по вкусу), грецизмов (он совсем не любил и греков, в частности открыто объявлял себя врагом «несуразиц Пиндара»), унаследованных от «Плеяды». ► Про Малерба Таллеман де Рео, автор «Занимательных историй», рассказал много забавного. Вот несколько эпизодов: «Он был не так уж талантлив; поэтом сделали его склонность к размышлению и понимание искусства. На окончательную отделку стихов ему требовалось время. Рассказывают, будто он три года работал над одой для первого председателя суда в Вердене по случаю кончины его жены и будто Председатель успел уже жениться вторично, прежде чем Малерб вручил ему эти стихи». –– В одном из своих писем [Гез де] Бальзак, рассказывает де Рео, приводит слова Малерба, что, «написав сто строк стихов или два листа прозы, сочинитель должен десять лет отдыхать». –– «Он испытывал глубокое презрение к людям вообще и, напомнив в двух-трех словах о смерти Авеля, добавлял: “Недурное начало, а? Их на земле всего только трое или четверо, а они уже друг друга убивают; что же после этого мог ожидать от людей Господь, ради чего он так старался их сохранить?”». –– «У Малерба был старший брат, с коим он вечно вел тяжбу; и когда кто-нибудь ему говорил: “Что за тяжба между такими близкими людьми? Господи, какой дурной пример!” – он отвечал: “А с кем бы вы хотели, чтобы я тягался? С турками? С московитами? С ними мне нечего делить”». –– «Какой-то судейский весьма благородного звания принес Малербу довольно скверные стихи, сложенные им во славу некоей дамы, и сказал ему, что был вынужден написать их ввиду особых причин. Малерб прочел их с весьма удрученным видом и спросил автора: “Вам что же, предложили на выбор: либо виселица, либо стихи? Ибо только это обстоятельство может вас извинить”».

Старый адрес этой страницы: http://biograpedia.ru/?q=node/286

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

86 ÷ = 86