Альберт Великий (AlbertusMagnus) Святой, (Альберт фон Больштедт – von Bollstädt, ок. 1200 – 1280), граф – немецкий философ, богослов, один из самых учёных людей Средневековья. Будучи по слабому телосложению непригодным к военной службе, он был предназначен к духовному званию. Окончив курс обучения в Падуе, поступил (в 1223) в незадолго перед тем основанный орден доминиканцев, начальство которого послало его в Германию, где он преподавал в различных монастырях – в Кёльне, Фрайбурге, Регенсбурге и Страсбурге. Большую часть своей жизни он провел в Кёльне, где воспитал много превосходных учеников, прежде всего Фому Аквинского. Некоторое время (1245–1248) он занимал кафедру богословия в Парижском университете и, по преданию, читал свои лекции, вследствие громадного стечения слушателей, под открытым небом. Папа Александр IV возвел его в 1260 г. в сан регенсбургского епископа, однако уже в 1262 г. Альберт выхлопотал себе у наследника Урбана IV дозволение низложить епископский сан. Он вернулся в Кёльн в качестве лектора и посвятил себя всецело занятиям наукой. Как друг и советник архиепископа Конрада фон Гохштедена, несомненно принимал деятельное участие в составлении плана постройки Кёльнского собора. Альберт умер в Кёльне, в 1280 г., сделавшись уже за несколько лет перед тем слабоумным. Он обладал самым всесторонним образованием из всех учёных XIII века, вследствие чего и получил от современников и потомства прозвание Великого и от католической церкви титул «универсального доктора» («Doctor universalis»), а в 1622 г. был причислен к лику святых. В схоластической науке он был только толкователем философии Аристотеля, зато в области естествознания он проявил большую самостоятельность мышления и своими собственными исследованиями существенно обогатил знания человека о природе. В особенности он отличился в ботанике подробными исследованиями. Его необыкновенные для того времени знания в физике, химии и механике были причиной того, что его заподозрили в колдовстве, и в этом отношении с его именем связаны многочисленные легенды. Его сочинения состоят частью из комментариев к философским сочинениям Аристотеля, частью из исследований физического, алхимического и естественно-исторического содержания (критическое издание части этих последних предприняли Эрнст Майер и Карл Эссен: «Alberti Magni de vegetabilibus libri VII, historiae naturalis pars XVIII», Берлин, 1867). Его богословские сочинения, самое известное из которых «Summatheologiae», состоят главным образом из толкования книг Священного Писания и из трудов догматического содержания («Compendium theologicae veritatis», Нюрнберг, 1473), которые, как и многие другие сочинения Альберта Великого, распространены в бесчисленных изданиях XV–XVII вв. То же самое следует сказать и о сочинениях, которые традиционно приписываются Альберту Великому (апокрифические) – «Liber secretorum Alberti Magni de virtutibus herbarum etc.» (Рейтлинген, 1871), «De mirabilibus mundi» (много изданий) и «De secretis mulierum» (в книге «Les Admirables Secrets D’Albert Le Grand. Contenant Plusieurs Traitez sur la Conception des Femmes, des Vertus des Herbes, des Pierres Precieuses et des Animaux…», Лион, 1743, in-12). Последнее сочинение – «De secretis mulierum» – «о тайнах женщин» или «о женских тайнах» – никаких особых тайн или откровений, конечно, не содержит, за исключением некоторых физиологических секретов и особенностей женщин, самой природой предназначенных для продолжения человеческого рода; это медицинский трактат, в котором автор, правда, отдаёт дань распространённым в его время суевериям, физиогномике и вере людей в астрологические предсказания. Подобный трактат Альберт Великий создал и о «тайнах» растений, животных и камней, в котором описал их «магические» свойства.
Старый адрес этой страницы: https://biograpedia.ru/?q=node/139