Кастеллио (Castellio, Chateillon), Себастьян (1515, Saint-Martin-du-Frȇne – 29.12.1563, Базель, Швейцария) – богослов, уроженец Дофине, во Франции (на границе трех стран – Швейцарии, Франции и Савойи); выдающийся проповедник религиозной терпимости в XVI в., известный своей ожесточенной борьбой с Кальвином и, в частности, резким протестом против сожжения Мигеля Сервета. Учился в Лионском университете, где в дополнение к двум языкам, которые он хорошо знал с детства, французскому и итальянскому, изучил латынь, греческий и еврейский. Позже он изучит также и немецкий, да и вообще, «чем бы он ни занимался, он занимался с огромным рвением, и знания освоенных им дисциплин настолько велики, что гуманисты и богословы единодушно относят его к числу самых образованных людей своего времени» (С. Цвейг). Зарабатывал себе кусок хлеба частными уроками, в немногие свободные часы писал на латыни стихи и прозу. Изучая прошлое человеческой культуры, он проникся глубоким интересом к проблемам своего времени. Впервые увиденное им сожжение еретика в Лионе (1540) потрясает его душу, потрясает и жестокость инквизиции, и мужественное поведение жертвы. С этого дня он решает жить и бороться «за новое учение, в котором видит освобождение и свободу» (С. Цвейг). Кастеллио направляется в Страсбург, причем, как большинство религиозных эмигрантов того времени – ради Кальвина. Все эти беглецы надеются учиться у Кальвина, великого изгнанника, потребовавшего от Франциска I терпимости и свободы вероисповедания. Кастеллио видел в Кальвине поборника духовной свободы и тотчас же отправился к нему и неделю живл в студенческом общежитии, которое жена Кальвина организовала для будущих миссионеров нового учения. Как только Кальвин окончательно переселился в Женеву, Кастеллио тоже направился туда же, и с согласия Кальвина его приглашают учителем в Женевскую школу и возлагают обязанность проповедовать в женевской церкви. Кастеллио блестяще справляется с порученной ему работой, его преподавательская деятельность даёт ему дополнительно литературный успех. Чтобы сделать изучение латыни более привлекательным для своих учеников, Кастеллио переводит наиболее образные эпизоды из Ветхого и Нового Завета на латинский язык и придаёт им форму диалогов. Маленькая книжечка, задуманная как шпаргалка для женевских школяров, приобретает мировую известность и по своей литературной и педагогической значимости подобна «Разговорам запросто» Эразма Роттердамского. Кастеллио задумал сделать новый перевод Библии на латинский и затем еще раз – на французский язык. Но на этот раз он встретил ожесточенное сопротивление Кальвина. Впервые скрестились клинки; Кальвин почувствовал, что Кастеллио ни в духовных, ни в богословских вопросах не склонен безвольно ему подчиняться, среди «окружающих его лизоблюдов Кальвин распознал независимого человека, принципиального противника насилия» (С. Цвейг). И с этого часа Кастеллио, человек, желающий служить не Кальвину, а лишь своей совести, стал врагом своего прежнего кумира. Кастеллио был вынужден оставить Женеву из-за властолюбия и деспотизма Кальвина. Начались долгие годы преследования и нищенского существования. С трудом находит изгнанник средства к жизни для себя и своей семьи, заняв место простого корректора в базельской книгопечатне. Но даже выполняя огромную подневольную работу, Кастеллио не забывает свою жизненную задачу: не зная отдыха, работает он над трудом своей жизни, над переводом Библии на латинский и французский, пишет статьи, памфлеты, комментарии и диалоги. «…этот свободный дух предпочитает оставаться вечным рабом нищеты, предпочитает недосыпать за рукописями, но никому не отдавать свою независимую совесть – вот великолепный пример тех таинственных, невидимых свету героев духа, которые даже во тьме неизвестности ведут борьбу за самое святое для них дело – за неприкосновенность слова, за незыблемое право на свои убеждения» (С. Цвейг). Противостояние резко обострилось после казни Мигеля Сервета. Вот тогда Кастеллио не на жизнь, а на смерть выступил против Кальвина с пламенным обвиняющим словом («De arte dubitandi et confidendi, ignorandi et sciendi»), а Кальвин объявил войну каждой свободной совести. Несмотря на преследования и нищенское существование, Кастеллио (кроме перевода Библии: латинский – 1551; французский – 1555) оставил после себя ряд работ, среди которых особенно выделяется его латинский трактат «О еретиках» («De haereticis, an sint persequendi», анонимное издание, 1554) – страстный протест против всякого мракобесия и деспотии духа; и «Против книги Кальвина» («Contra libellum Calvini») – написанное с вдохновенной страстью публичное обвинение Кальвина в религиозном убийстве Мигеля Сервета. Провидению было угодно, чтобы преследователи не получили триумфа, оно не пожелало, чтобы они увидели Себастьяна Кастеллио в темнице, в изгнании или на костре. Внезапная смерть спасает в последний час Кастеллио от процесса, от последнего натиска его врагов. (Излагается по книге: С. Цвейг, «Совесть против насилия»). ► Из высказываний Кастеллио: «Если я хорошенько подумаю, что же такое еретик, то окажется, еретиком мы именуем всякого, кто не согласен с нашим мнением». –– «Убить человека никогда не означает защитить учение, нет, это означает лишь одно – убить человека». –– «Вы считаете своё мнение правильным? Другие думают то же самое о своём мнении, так пусть же мудрейшие покажут себя и более братскими, а не высокомерными гордецами из-за своей мудрости».
Старый адрес этой страницы: https://biograpedia.ru/?q=node/4149