Фишер (Fisher), Джон

Фишер (Fisher), Джон (1469–1535) – английский епископ, влиятельный  теолог,  талантливый  проповедник  и  гуманист, канцлер Кембриджского университета, почти не привлекавший внимания историков  до  конца XIX столетия.

Уроженец  северного  графства Йоркшир, Фишер окончил Кембриджский университет в 1491 г. и стал священником и преподавателем колледжа, в котором прежде учился. В 1495 г., будучи по делам университета при королевском дворе, Фишер обратил на себя внимание  матери  короля  Генриха VII, леди Маргарет Бофорт, которая затем постепенно приняла Фишера в число наиболее уважаемых ею людей, и он стал её исповедником и духовным руководителем, будучи намного моложе, чем она. Под влиянием Фишера леди Маргарет обратила свою благотворительность на университеты и в основном, разумеется, на Кембридж, в котором началось строительство новых колледжей и реформирование старых университетских структур.

За десять лет  Фишер, руководивший  большинством  кембриджских преобразований,  успел  также получить степени магистра и доктора теологии и в завершение своей впечатляющей карьеры был избран канцлером всего университета. За годы канцлерства Фишера уровень образования и престиж Кембриджского университета сильно поднялся; современные читатели, скорее  всего,  склонны  наиболее  проникаться  симпатией  к деятельности Фишера на посту канцлера благодаря тому, что Фишер пригласил в университет Эразма Роттердамского, который стал преподавать древнегреческий язык и работать над новым переводом на латынь Нового Завета. К моменту начала совместной работы, а потом и дружбы с Эразмом Фишер уже  несколько  лет  был  епископом  Рочестерским,  назначенным по протекции короля Генриха VII в 1504 году.

Но, ни та, ни другая должности сами по себе не создавали Фишеру той европейской известности, которая ожидала его после выступления в 1519 году на арене теологических дебатов с трактатом  «О единстве Магдалины». Поэтому  когда  в  Англию пришло  осознание  опасности  учения  Лютера,  первые  книги которого начали появляться в том же 1519 году, закономерно, что Джон Фишер оказался одной из центральных фигур анти-лютеровской кампании. В первой же проповеди Фишер выделил  главные  расхождения  Лютера  с  ортодоксальной Церковью:  это  были  отрицание  Лютером  первенства  Папы римского, утверждение оправдания верой вне зависимости от поступков  и  отрицание  авторитета  священных  преданий. За несколько лет Фишер написал пять богословских трактатов, опровергающих  различные  положения  протестантской  доктрины, и эти сочинения оставались самым полным анализом протестантизма на много лет вперёд.

Последние  несколько  лет  своей  жизни  Фишер провёл  в  противостоянии  королю  Генриху  VIII,  добивавшемуся сначала разрешения у Папы римского на развод с королевой Екатериной Арагонской, а когда ему было в этом отказано, провозгласившему себя главой Церкви Англии. Одним из  этапов  разрыва  Генриха  с  римским  Папой  стало  то,  что весной  1534  года  король  потребовал,  чтобы  ему  принесли присягу  в  том  числе  как  главе  Церкви. Самый известный в Англии  богослов, Джон Фишер был вызван  для  принятия этой присяги одновременно с самым влиятельным на тот момент светским  государственным  деятелем  Томасом  Мором. Оба  они  отказались  принести  присягу  и  были  заключены  в Тауэр, куда затем попали и все те, кто последовал их примеру. В конце года парламент постановил, что отказ подписывать эту присягу является государственной изменой и карается смертной казнью. В числе первых был судим и Джон Фишер. 

Его  казнили  22  июня  1535  года. После  Тридентского собора,  где  были  сформулированы  главные  принципы  католической  доктрины  о  таинствах,  о  милосердии  Божьем  и о роли Церкви в спасении человека, книги Фишера перестали быть актуальными на континенте, а в Англии наступила новая эпоха, в которой интерес к католическому мученику находил  мало  отклика. Лишь в XX веке Джон Фишер занял достойное место в культурном наследии предреформационной Европы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.