Фишер (Fisher), Джон (1469–1535) – английский епископ, влиятельный теолог, талантливый проповедник и гуманист, канцлер Кембриджского университета, почти не привлекавший внимания историков до конца XIX столетия.
Уроженец северного графства Йоркшир, Фишер окончил Кембриджский университет в 1491 г. и стал священником и преподавателем колледжа, в котором прежде учился. В 1495 г., будучи по делам университета при королевском дворе, Фишер обратил на себя внимание матери короля Генриха VII, леди Маргарет Бофорт, которая затем постепенно приняла Фишера в число наиболее уважаемых ею людей, и он стал её исповедником и духовным руководителем, будучи намного моложе, чем она. Под влиянием Фишера леди Маргарет обратила свою благотворительность на университеты и в основном, разумеется, на Кембридж, в котором началось строительство новых колледжей и реформирование старых университетских структур.
За десять лет Фишер, руководивший большинством кембриджских преобразований, успел также получить степени магистра и доктора теологии и в завершение своей впечатляющей карьеры был избран канцлером всего университета. За годы канцлерства Фишера уровень образования и престиж Кембриджского университета сильно поднялся; современные читатели, скорее всего, склонны наиболее проникаться симпатией к деятельности Фишера на посту канцлера благодаря тому, что Фишер пригласил в университет Эразма Роттердамского, который стал преподавать древнегреческий язык и работать над новым переводом на латынь Нового Завета. К моменту начала совместной работы, а потом и дружбы с Эразмом Фишер уже несколько лет был епископом Рочестерским, назначенным по протекции короля Генриха VII в 1504 году.
Но, ни та, ни другая должности сами по себе не создавали Фишеру той европейской известности, которая ожидала его после выступления в 1519 году на арене теологических дебатов с трактатом «О единстве Магдалины». Поэтому когда в Англию пришло осознание опасности учения Лютера, первые книги которого начали появляться в том же 1519 году, закономерно, что Джон Фишер оказался одной из центральных фигур анти-лютеровской кампании. В первой же проповеди Фишер выделил главные расхождения Лютера с ортодоксальной Церковью: это были отрицание Лютером первенства Папы римского, утверждение оправдания верой вне зависимости от поступков и отрицание авторитета священных преданий. За несколько лет Фишер написал пять богословских трактатов, опровергающих различные положения протестантской доктрины, и эти сочинения оставались самым полным анализом протестантизма на много лет вперёд.
Последние несколько лет своей жизни Фишер провёл в противостоянии королю Генриху VIII, добивавшемуся сначала разрешения у Папы римского на развод с королевой Екатериной Арагонской, а когда ему было в этом отказано, провозгласившему себя главой Церкви Англии. Одним из этапов разрыва Генриха с римским Папой стало то, что весной 1534 года король потребовал, чтобы ему принесли присягу в том числе как главе Церкви. Самый известный в Англии богослов, Джон Фишер был вызван для принятия этой присяги одновременно с самым влиятельным на тот момент светским государственным деятелем Томасом Мором. Оба они отказались принести присягу и были заключены в Тауэр, куда затем попали и все те, кто последовал их примеру. В конце года парламент постановил, что отказ подписывать эту присягу является государственной изменой и карается смертной казнью. В числе первых был судим и Джон Фишер.
Его казнили 22 июня 1535 года. После Тридентского собора, где были сформулированы главные принципы католической доктрины о таинствах, о милосердии Божьем и о роли Церкви в спасении человека, книги Фишера перестали быть актуальными на континенте, а в Англии наступила новая эпоха, в которой интерес к католическому мученику находил мало отклика. Лишь в XX веке Джон Фишер занял достойное место в культурном наследии предреформационной Европы.