Международный конкурс молодых критиков русской поэзии

Ливий (Livy), Тит

Ливий (Livy), (Тит Ливий, 59 до н. э., Patavium, Venetia, Италия – 17 н. э., Patavium) – римский историк. Родился в г. Патавии (ныне Падуя). Происходил из состоятельной семьи и получил хорошее для того времени философское и риторическое образование. В период гражданских войн сумел избежать службы в войсках и сохранил внешне нейтральное отношение к враждовавшим сторонам. В 27 г. до н. э., когда окончательно установилась система принципата и Гай Октавиан получил имя Августа, Ливий оказался в Риме и вошёл в круг приближённых нового властелина римской державы. Однако он, несмотря на свою близость к императору Августу (по словам Тацита, сам Август считал его одним из своих друзей), никогда не занимался политической или государственной деятельностью, а прожил долгую жизнь кабинетного учёного и литератора. Возможно, поэтому о нём не без основания сказал знаток культуры И. Тэн, что «историк Рима не имеет истории». Бессмертную славу ему принесло огромное сочинение в 142 книгах «История Рима от основания города», в котором он изложил события римской истории от мифических времён основания города Рима до современного ему этапа (9 г. н. э.). Из этого огромного труда сохранились только 35 книг: 1-я декада (после смерти автора сочинение было разбито на декады – части, содержащие по десять книг), т. е. книги 1–10: царский и раннереспубликанский период римской истории до 293 г. до н. э.; 3-я, 4-я и половина 5-й декады, т. е. книги 21–45: история со 2-й Пунической до конца 3-й Македонской войны. Кроме того, сохранились фрагменты последующих книг: отрывок из 91-й книги с рассказом о войне с Серторием, из 120-й книги с посмертной характеристикой Цицерона и другие цитаты, встречающиеся у поздних авторов; дошли до нас также и периохи – развернутые оглавления от 46-й до 142-й книги (кроме 136-й и 137-й). Сам Ливий называл свой труд «Анналами» («Annales»), другие – «Историей». Создавал он свой труд почти всю жизнь. Современники ценили Ливия, сторонника свободы и республики, за его «мятежный дух», и императорская власть в лице Калигулы уже после смерти писателя распорядилась удалить его труд из всех общественных библиотек за «его многословие и небрежность к истории», а позднее, в VI веке н. э., папа Григорий I приказал сжечь книги Ливия, потому что в них «много рассказов об идольском суеверии». Сам писатель, по-видимому, был воодушевлён идеей, выраженной им в самом начале повествования: «В том и состоит главная польза и лучший плод знакомства с событиями минувшего, что видишь всякого рода поучительные примеры в обрамленье величественного целого; здесь и для себя, и для государства ты найдёшь, чему подражать, здесь же – чего избегать: бесславные начала, бесславные концы». Таким образом, в соединении познавательных и воспитательных функций повествования Ливий следовал традиции Геродота, Фукидида и Цицерона. Ливий был скорее «беллетристом», чем документалистом, поэтому его проза несёт в себе печать художественного вдохновения и эпического мышления. Это своего рода исторический роман, вкраплённый в хронику событий. («Историей Рима» зачитывался наш великий соотечественник полководец Александр Васильевич Суворов.) По некоторым данным, Ливий создал также диалоги о политике и философии, и именно эти диалоги обеспечили ему благосклонность императора Августа, но, к великому сожалению, они не сохранились. Ливий был женат и имел двух или более детей. ► Из высказываний Ливия: «Лучше поздно, чем никогда». –– «Если не будешь спешить, всё будет для тебя ясно и надёжно; торопливость опрометчива и слепа». –– «Исход крупных дел часто зависит от мелочей». –– «Где не было умысла, там нет и вины».

Старый адрес этой страницы: https://biograpedia.ru/?q=node/4102

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Международный конкурс молодых критиков русской поэзии