Номер журнала «Новая Литература» за апрель 2024 г.

Монтень (Montaigne), Мишель Эйкем де (Eyquem de)

Монтень (Montaigne), Мишель Эйкем де Монтень (Eyquem de Montaigne) (28.02.1533, Château de Montaigne, окрестности Бордо, Франция – 23.09.1592, Château de Montaigne) – французский философ-гуманист, писатель-моралист, эрудит, поклонник античности, автор знаменитых «Опытов» («Essais», 1580, 1588) – книги философских раздумий, наблюдений в области человеческих свойств и отношений, личной и социальной этики, истории, философии и литературы. Происходил из купеческой семьи Эйкемов, которая в XV в. получила дворянство и прибавила к своему родовому имени Эйкем еще фамилию Монтень, по названию приобретённой прадедом Монтеня (в 1496) сеньории Монтень. Монтень много и старательно учился. В юном возрасте ему довелось слушать лекции знаменитого шотландского гуманиста Бьюкенена, который преподавал в коллеже г. Бордо. Затем он изучал право, вероятно, в Тулузе, и в 1557 г. стал советником парламента Бордо. Здесь он познакомился и подружился с гуманистом и ученым Этьеном де ла Боэси. В 1580–1581 гг. совершил путешествие через Германию и Италию, которое описал в «Дневнике путешествия» («Journal du voyage»; многое из этого дневника вошло в «Опыты»). В 1581–1585 гг. Монтень был мэром Бордо. В 1588 г., находясь в Париже, был арестован как предполагаемый агент Генриха Наваррского, но освобождён после нескольких часов нахождения в Бастилии, пока шло разбирательство. Последние годы жил в своём родовом замке, много читал и продолжал отделывать свои знаменитые «Опыты», значение которых в истории литературы трудно переоценить: именно благодаря Монтеню и его произведению развился новый литературный жанр – «опытов» или «эссе» – отрывочные, не связанные в единый замысел, мысли и рассуждения на самые разные темы, – жанр, получивший в дальнейшем широкое распространение в европейской литературе. ► Из высказываний Монтеня: «Отличительный признак мудрости – это неизменно хорошее расположение духа». –– «В некотором смысле лучше так и не стать порядочным человеком и не научиться праведно жить, чем постигнуть это тогда, когда жизни уже не осталось». –– «Надо уметь переносить то, чего нельзя избежать». –– «Все средства – при условии, что они небесчестны, – способные оградить нас от бедствий и неприятностей, не только дозволены, но и заслуживают всяческой похвалы. Что до стойкости, то её задача состоит главным образом в том, чтобы терпеливо сносить невзгоды, с которыми нет средств бороться». –– «Трусость – мать жестокости». –– «Ценность души определяется не способностью высоко возноситься, но способностью быть упорядоченной всегда и во всём. Её величие раскрывается не в великом, но в повседневном». ► Вовенарг о Монтене: «Монтеня отличают сила, непринуждённость, смелость мысли; он сочетает неисчерпаемое воображение с неодолимой жаждой размышлять. Его произведения восхищают самобытностью, обычной приметой глубокой души; он получил в дар от природы острый и меткий ум, который присущ людям, опережающим время. В свою варварскую эпоху Монтень был настоящим чудом, тем не менее никто не дерзнёт утверждать, что он свободен от недостатков, свойственных его современникам; были у него и собственные, притом значительные, которые он защищал весьма ловко, но безуспешно, потому что подлинные недостатки защитить невозможно. Он не умел ни связывать мысли воедино, ни ограничиваться в рассуждениях разумными пределами, ни успешно сопоставлять различные истины, ни выводить из них следствия. Восхитительный в подробностях, беспомощный в целом, он искусно ниспровергал, но плохо строил; отличался многоречивостью в цитатах, размышлениях, примерах; делал рискованные заключения на основе расплывчатых и сомнительных фактов; портил порой серьёзные доказательства пустыми и ненужными догадками; в противовес принятым взглядам часто склонялся на сторону заблуждения; слишком обобщал сомнение и оспаривал очевидное; чересчур много, что там ни толкуй, говорил и о себе, и обо всём прочем; не отличался гордой и неукротимой страстностью, которая и являет собой почти что единственный источник возвышенного; оскорблял безразличием и вялостью властные и решительные души; нередко оказывался тёмен и утомителен из-за отсутствия методы; короче, несмотря на очаровательное простодушие и образность, был плохим оратором, потому что не владел искусством составлять речь, давать определения, зажигать страстью сердца и делать выводы» (Вовенарг, «Размышления и максимы», Ленинград, «Наука», 1988, пер. Ю. Б. Корнеева и Э. Л. Линецкой). ► Бокль о Монтене: «Чем был Рабле для представителей теологии, тем стал Монтень для теологии самой. Сочинения Рабле были направлены только против духовенства, а сочинения Монтеня – против самой системы, на которую духовенство опиралось» («История цивилизации в Англии»). –– «Под оболочкой простого светского человека, выражающего естественные мысли обыкновенным языком, скрывался у Монтеня дух безграничного, смелого исследователя. Хотя в уме его не доставало той широты, которая составляет самое высшее проявление гения, но он отличался другими качествами, неразлучными с великим умом. Он был очень осторожен, но в то же время очень смел. Он был осторожен, так как он не хотел верить в некоторые странные понятия на том только основании, что они перешли к его временам по наследству от его предков; но притом он был и очень смел, так как его не пугали те упрёки, которыми невежды, всегда любящие догматизировать, осыпают людей, путём знания дошедших до сомнения. Эти качества и во всякое время сделали бы Монтеня весьма полезным человеком, но в шестнадцатом столетии они придали ему первостепенное значение. В то же время его лёгкий и приятный слог облегчал распространение его сочинений и таким образом содействовал к доставлению популярности тем идеям, которые автор пытался провести во всеобщее сознание» (там же).

Старый адрес этой страницы: https://biograpedia.ru/?q=node/3852

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Номер журнала «Новая Литература» за апрель 2024 г.