Номер журнала «Новая Литература» за июль 2023 г.

Анаксагор (Anaxagoras)

Анаксагор (Anaxagoras) (ок. 500 г. до н. э., Клазомены, Иония, ныне Анатолия, Турция – ок. 428 до н. э., Лампсак, Греция) – греческий философ, сын богатых и знатных родителей. С ранних лет он отказался от удовольствий, на которые мог рассчитывать по своему богатству, и пристрастился к философии. Привлечённый кипучей умственной жизнью Афин, начавшейся после блестящих побед над персами, 45-летний Анаксагор переселился туда, сблизился с правителем Афин Периклом и первый стал излагать философию в общедоступной форме. Около тридцати лет Анаксагор жил и преподавал в Афинах (462–432 гг.), его учениками, кроме самого Перикла, были Фукидид, физик Архелай, Еврипид и, возможно, Сократ, бывший его моложе лет на 30. Стараясь объяснять естественными причинами такие явления, как солнечное и лунное затмение, землетрясения и т. п., он навлёк на себя обвинение в оскорблении богов. Анаксагора обвинили в том, что он учил, что Солнце – раскалённый камень, а Луна подобна Земле. Его судили и приговорили к смерти, от которой спасли его только заступничество и красноречие Перикла. Смертный приговор заменён был изгнанием. (Не совсем ясно, что произошло на самом деле, известно только, что Анаксагор вынужден был оставить Афины. Представляется возможным, что Перикл освободил Анаксагора из тюрьмы и создал ему возможность бежать.) Анаксагор возвратился в Ионию и поселился в Лампсаке, где основал школу (в соответствии с завещанием Анаксагора годовщину его смерти отмечали в этой школе днём отдыха). «Не я потерял Афины, а афиняне потеряли меня», – говорил он. Анаксагор утверждал, что всё является бесконечно делимым и что даже малейшая частица материи содержит кое-что от каждого элемента. Вещи представляют собой то, чего в них содержится больше всего. Так, например, всё содержит немного огня, но мы называем огнём лишь то, в чём преобладает этот элемент. Как и Эмпедокл, Анаксагор выступал против допущения пустоты; он говорил, что клепсидра (шкура, наполненная воздухом), свидетельствует, что там, где, по-видимому, ничего нет, находится воздух. Анаксагор отличается от своих предшественников тем, что рассматривает разум (ум, «нус») как субстанцию, которая входит в состав живых существ и отличает их от мёртвой материи. Во всём, говорил он, есть часть всего, кроме ума, а некоторые вещи содержат также и ум. Разум имеет власть над всеми вещами, обладающими жизнью; он бесконечен и управляет сам собой, он смешан с небытием. За исключением Разума, всё, как бы оно ни было мало, содержит части всех противоположностей, таких, как горячее и холодное, белое и чёрное. Разум – источник всякого движения. Он вызывает вращение, которое постепенно распространяется по всему миру и приводит к тому, что легчайшее идёт к периферии, а тяжелейшее падает в центр. Разум (ум) единообразен: в животном он так же хорош, как и в человеке. Видимое превосходство человека обусловлено наличием у него рук; все кажущиеся различия интеллекта в действительности связаны с телесными различиями. И Аристотель, и платоновский Сократ выражают сожаление, что Анаксагор, введя ум, мало его использует. Аристотель указывает, что Анаксагор вводит ум как причину только тогда, когда он не знает другой причины. Везде, где возможно, Анаксагор даёт механическое объяснение. Он отверг необходимость и случайность как причину происхождения вещей. Тем не менее в его космологии он не оставляет место Провидению. По-видимому, он не уделял большого внимания этике или религии; вероятно, он был атеистом, как утверждали его преследователи. На него оказали влияние все его предшественники, исключая разве что Пифагора. Анаксагор имел большие заслуги перед наукой. Он первый объяснил, что Луна светит отражённым светом, хотя и Парменид, вероятно, также знал это. Анаксагор дал правильную теорию затмений и считал, что Луна находится ниже Солнца. Солнце и звёзды, говорил он, – горящие камни, но мы не чувствуем жара звёзд, потому что они слишком далеко от нас. Солнце больше Пелопоннеса. На Луне есть горы, и она (как он думал) населена. Анаксагор не находился в первых рядах учёных философов, но значение его состоит в том, что он принёс в Афины философию и был один из тех, чьё влияние способствовало формированию взглядов Сократа. – (Излагается по книге: Бертран Рассел, «История Западной Философии»).

Старый адрес этой страницы: https://biograpedia.ru/?q=node/4162

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Как издать бумажную книгу со скидкой 50% на дизайн обложки