Международный конкурс молодых критиков русской поэзии

Овидий (Ovid), Публий Назон

Овидий (Ovid), (Публий Овидий Назон, 20.03.43 до н. э., Sulmo, Римская Империя – 17 г. н. э., Tomis, ныне Констанца, Румыния) – римский поэт, «певец любви и страсти нежной» (А. С. Пушкин). Учился в Риме у лучших риторов, совершил обязательное образовательное путешествие по Греции и Малой Азии и, отслужив на нескольких низших должностях (в том числе по надзору за тюрьмами), отказался от карьеры, полностью посвятив себя поэзии. Первые же произведения Овидия принесли ему громкую славу. С 20 г. до н. э. до 8 г. н. э. вышли два издания «Любовных элегий»; «Героиды» («Послания героинь»); имевшая громкий успех, но не дошедшая до наших дней трагедия «Медея»; поэмы «Наука любви», «Лекарство от любви» и «Притирания для лица», «Метаморфозы», первая половина поэмы «Фасты». В 8 г. н. э., на вершине славы, поэт неожиданно лишился расположения императора Августа и был приговорен к изгнанию на Черное море в Томы (нынешняя Констанца). Причина ссылки неизвестна, и эта загадка занимает ученых до сих пор. Сам Овидий говорит, что виной его, возможно, была поэма «Наука любви» и какая-то совершенная им ошибка. Возможно, гнев императора вызвали чувства поэта к женщине, которую он называл вымышленным именем Коринна. Некоторые писатели полагают, что это могла быть Юлия, дочь императора, или Юлия, его внучка. Все книги Овидия были изъяты из публичных библиотек, его просьбы о смягчении наказания не тронули ни Августа, ни его преемника Тиберия. В ссылке Овидий и умер. В изгнании он написал еще два сборника жалобных элегических посланий («Скорбные элегии» и «Письма с Понта»). ► Фрагмент из «Книги о Граде Женском» Кристины Пизанской, в котором речь идет об Овидии и двух самых знаменитых его поэмах: «Госпожа, как случилось, что Овидий, почитаемый как один из лучших поэтов – хотя многие полагают и я благодаря твоим наставлениям вместе с ними, что Вергилий достоин гораздо большей хвалы, – в книгах “Ars amatoria” [Искусство любви], “Remedia amoris” [Лекарство от любви], а также в других сочинениях столь резко и часто подвергает женщин нападкам? – Она [дама Разума] отвечала: “Овидий мастерски владел высоким искусством стихосложения, в своих трудах проявлял ум и глубокие познания. Однако он истощил свое тело плотскими утехами, не удовольствовавшись любовью одной женщины, но предавшись наслаждению со всеми ему доступными; не ведавший ни чувства меры, ни верности, он в конце концов был ими всеми покинут. В юности он безудержно предавался такой жизни, но затем был справедливо наказан бесчестьем, лишением имущества и тяжкой болезнью. А за то, что и других своими словами и делами он соблазнял вести такую же жизнь, его, как великого распутника, отправили в ссылку. А когда позднее благодаря заступничеству поддерживавших его молодых влиятельных римлян он вернулся из ссылки, то не смог воздержаться от грехов, за которые ранее понёс наказание, и тогда его за это оскопили. Именно по этой причине, на которую стоит обратить внимание прежде всего, он, не имея более возможности предаваться плотским наслаждениям, и начал поносить женщин, пользуясь изощренным резонёрством, чтобы представить их непривлекательными для других”» (цит. по книге: «Пятнадцать радостей брака и другие сочинения французских авторов XIV–XV веков», Москва, «Наука», 1991, пер. Ю. П. Малинина).

Старый адрес этой страницы: https://biograpedia.ru/?q=node/4118

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Международный конкурс молодых критиков русской поэзии