Тенали Рамакришна (или Тенали Рама) (Tenali Ramakrishna, Tenali Rama) (XVI в.) – индийский учёный, поэт и острослов, придворный советник, министр и шутник Кришнадеварайи (Sri Krishnadevaraya, 1487–1530, годы царствования 1509–1530), царя (раджи) империи Виджаянагар (Vijaynagar; Виджайянагар – средневековое, XIV–XVI вв., независимое от мусульман государство на юге Индии), который и сам был хорошим поэтом и писателем и написал книгу «Амуктамальяда» («Amukta Malyada», «О девушке, которая носила гирлянды, предназначавшиеся богам»). Тенали родился на юге Индии (ныне штат Андрха Прадеш, Andrha Pradesh) в самом начале XVI в. Его отец бедный брахман по имени Рамейя (Ramaiah) умер от холеры на третий день после рождения мальчика, и мать его, Лакшмамма (Lakshmamma) вынуждена была переехать в свое родное местечко Тенали. Там она и растила сына, заботясь о его воспитании и образовании. Однако это было время, когда в силе была каста вайшья, члены этой касты считали, что все остальные люди стоят гораздо ниже их в социальной иерархии и недостойны получения образования, особенно шиваиты, поклонявшиеся богу Шиве, к которым и принадлежал по рождению Тенали. Он рос беззаботным и беспечным, с утра до позднего вечера бегал с озорными деревенскими мальчишками, воровал вместе с ними в чужих садах яблоки, манго и финики, тем и питался. Матушка много работала, чтобы прокормить себя и сына. В возрасте 10 лет Тенали стал более серьезным и благоразумным. В его время все образование сводилось к тому, чтобы изучать Веды, Упанишады и религиозные тексты, а ведь он не умел читать даже буквы. Это его огорчало, и он решил во что бы то ни стало обучиться грамоте. Юноша обошел несколько ученых индусов (пандитов) и смиренно говорил им такие слова: «Возьмите меня в ученики, а я отплачу тем, что буду вам служить и выполнять любую работу». Но когда он называл себя и говорил кто он, учёные отшельники гнали его прочь из своих ашрамов (убежищ), а учителя – из школ. В городе Тенали, где он жил, были и брахманы-шиваиты, но они сами были бедны и едва сводили концы с концами, а на его просьбу отвечали: «Иди прочь, зачем тебе учиться, живи нищенством»… В конце концов он нашёл учителя, выучился грамоте и, благодаря покровительству богини Кали, как говорит легенда, попал ко двору правителя Кришнадеварайи, который умел ценить умных и знающих людей и находить им при дворе подходящее дело. –– О том, как Тенали стал шутником при дворе Кришнадеварайи, существует такой рассказ. Вздумал как-то Тенали подшутить над почтенным гуру (духовным наставником) царя и уговорил его покатать себя на своих плечах. Увидев издали такое надругательство над почтенным человеком, царь приказал своим телохранителям хорошенько вздуть ездока. Почувствовав опасность, Тенали уговорил почтенного гуру покататься на нем. В этот момент вошли телохранители и, выполняя приказ царя, жестокого побили несчастного гуру. Царь, когда обо всем узнал, нашёл проделку Тенали достаточно забавной, чтобы назначить его придворным шутом. –– Раджа имел обыкновение обходить переодетым в платье горожанина свой город по ночам и наблюдать, как живут простые люди. Однажды он оказался рядом с домом Тенали и посмотрел в окно, что там делается. Он увидел его занятого тем, что вращал мельничный круг и перемалывал зерно в муку. Пораженный бедностью, а еще более тронутый скромностью и гордостью своего придворного советника, он распорядился увеличить ему денежное содержание. Многочисленные придворные интриганы, завидуя талантам и славе Тенали, постоянно подстраивали ему при дворе всякие козни и пытались выставить его в глазах раджи в самом невыгодном свете, однако Тенали всегда с честью выходил из затруднительных положений и находил подходящий ответ своим недругам – словом или делом. Слава о нем как о забавном шутнике ещё при жизни его распространилась далеко за пределы древнего царства Виджанаягар, знали его и как поэта, автора поэмы «Величие Пандуранги», воспевающей храм бога Вишну, и как ученого, знатока древних языков (маратхи, тамильского и каннада, дравидийского языка Южной Индии). Забавные истории и анекдоты о Тенали, его остроумных ответах, шутках и проделках очень популярны в Индии, особенно на юге страны. Известно, что у Тенали был сын, по имени Бшаскара Шарма (Bhaskara Sharma), такой же умница и весельчак, как и отец; рассказывают, он был хорошим помощником своему отцу и достойным его славы и что ему самому не раз приходилось вразумлять и ставить на место заносчивых, тщеславных и глупых людей. ► Вот два рассказа о Тенали. –– Отец, дед и прадед царя Кришнадеварайи были шиваитами, они поклонялись богу Шиве. Да и сам он в молодости свято чтил храм великого Махадевы. Но когда он вступил на престол, то в один прекрасный день понял, что среди всех вероучений есть одно самое истинное, самое мудрое, самое прекрасное – учение вишнуитов, поклонявшихся богу Вишну. И вот царь Кришнадеварайя сделался вишнуитом, а с этого времени все вишнуиты стали ближе и милее царскому сердцу. Заботясь о духовном спасении своих подданных, царь пожелал убедить их в истинности новой веры. В его столицу, город Виджаянагар, приехал знаменитый проповедник, учёный мудрец по имени Удаявару. Сам царь избрал его своим духовным наставником – гуру. Учёный мудрец проповедовал в городе Виджаянагаре с восхода и до заката. И больше всего доставалось в его проповедях бедным почитателям Шивы. «Знайте же, – говорил Удаявару, – почитающие Шиву нечисты, они подобны злым ракшасам и бхутам-кровопийцам. Избегайте этих нечестивцев, о истинно верующие! Каждый из вас, кто на утренней заре встретит презренного шиваита, в следующем рождении станет ослом. Бойтесь греха, истинно верующие!» Слушал эти проповеди Тенали, и чем больше он слушал, тем больше хотелось ему проучить гуру, да заодно и царю преподать хороший урок. Однажды утром царь Кришнадеварайя направлялся в храм богини Лакшми. Его сопровождали воины и мудрецы, сановники и поэты. С царем был и его наставник – мудрец Удаявару. Повстречался им по дороге крестьянин, который гнал перед собой двух больших ослов. Как только Тенали заметил этих ослов, он подбежал к ним, пал перед ними на колени, а затем распростерся ниц, совершая восьмичленный поклон. Царь и его свита в изумлении остановились, а испуганные ослы громко заревели. Наконец, придя в себя, царь обратился к Тенали: «Ума ты лишился, что ли? Что ты делаешь, нечестивец?» – «Не гневайся на меня, о государь! – сказал Тенали, поднимаясь с земли и низко кланяясь царю. – Я просто вспомнил слова нашего великого учителя. Он ведь говорил вчера, что каждый, кто встретит утром поклонника Шивы, родится ослом. Но ведь, если ты помнишь, твой великий отец и твой почтенный дед поклонялись Махадеве. Им-то, уж конечно, приходилось видеть презренных шиваитов и утром, и в полдень, и вечером! Вот я и подумал – о воплощение милости! – а вдруг сейчас в образе этих несчастных ослов мы видим твоего великого отца и почтенного деда? Согласись, мог ли я не приветствовать подобающим образом таких мудрых царей и славных полководцев?» Слушая речь Тенали, царь весьма неблагосклонно поглядывал на своего наставника, а тот со стыда готов был сквозь землю провалиться. С этого дня мудрец Удаявару перестал в своих проповедях высмеивать иноверцев, а царь Кришнадеварайя понял, что, в конце концов, не так уж важно, в какого бога человек верит и кому поклоняется. –– Городские воры задумали обокрасть Тенали, предполагая, что у него много денег и драгоценностей. Они проникли в его дом и спрятались на заднем дворе, ожидая, когда хозяева уйдут. Тенали каким-то образом почувствовал присутствие спрятавшихся воров и дал знать своей умнице-жене. А потом громко сказал, чтобы это услышали и непрошенные гости: «Что-то в нашем городе активизировались воры. Давай-ка припрячем все наши сокровища на дне колодца на заднем дворе». Вместе с женой они наполнили сундук обыкновенными камнями и с шумом и брызгами сбросили его в колодец. Все это воры слышали. Они-то были уверены, что сундук наполнен драгоценными камнями и ювелирными украшениями, и решили достать сундук. Глубокой ночью они стали вычерпывать воду из колодца и выливать ее на землю, так что фруктовые деревья были обильно политы. Рано поутру Тенали не вытерпел, вышел во двор и закричал: «Ну хватит же, остановитесь, воды в саду уже достаточно! Возьмите себе в награду ларцы с камнями и уходите подобру-поздорову». Услышав эти слова, воры поняли, что их обхитрили, и убежали, благодаря судьбу, что отделались так дешево. А Тенали с женой весело посмеялись своей удачной проделке. ► Говорят, что в юности своей Тенали поклонялся черной богине Кали. Во славу этой великой богини он прочитал множество молитв и заклинаний, изнурял себя долгим постом, приносил обильные жертвы ее храмам. Богиня Кали была довольна столь ревностным служением своего юного бхакта и решила сама наградить его. Однажды ночью она явилась Тенали в своем самом страшном обличье – с десятью головами, в поясе из ядовитых змей, украшенная ожерельем из черепов асуров и бхутов. В руках богиня держала два кувшина. В одном было густое, сладкое молоко знания, а в другом – кислая простокваша богатства. Богиня поставила оба кувшина перед Тенали и знаком приказала ему: выбирай! Тенали, не говоря ни слова, взял оба кувшина и выпил их один за другим. Богиня удивилась, но ничего не сказала, а Тенали склонился перед ней в восьмичленном поклоне и молвил: «О мать всех живущих! Если ты хочешь вознаградить меня за любовь к тебе, ответь на мой вопрос!» Богиня подумала: «Это, должно быть, очень важный вопрос», – и наклонила свои десять голов в знак согласия. «Тогда, – сказал Тенали, сохраняя на лице своем выражение почтительное и глубокомысленное: – Мать всех живущих! Мы, люди, ничтожные твои создания, имеем только один нос. И все же, когда у нас насморк, мы испытываем большие неудобства – нам приходится то и дело чихать, сморкаться и вытирать нос, а это ведь так утомительно! Поведай же мне, о десятиголовая, как поступаешь ты, когда у тебя бывает насморк?» Богиня рассмеялась. «Ты станешь поэтом и всю жизнь будешь смешить людей, так что люди будут звать тебя Озорной Поэт (викадакави)!» – сказала она и исчезла. Кто знает, может быть, слова богини были страшным заклятием, но Тенали принял их как благословение и не жалел об этом до конца своих дней. ► Из высказываний Тенали, которые донесло до нас предание: «И человек, и животные наделены способностью плакать, но только человек может смеяться». –– «Смех порождает в нас чувство легкости и свежести и оживляет наш дух». –– «Все люди умеют смеяться, немногие могут рассмешить, и только единицы наделены даром позабавить царей, находящихся под постоянным грузом государственных забот». –– «Смех отражает человеческую натуру. То, над чем человек смеётся, что считает забавным и достойным осмеяния – много говорит об уме и характере человека. Тот, кто смеётся над хромым или слепым или увидев, как падает человек, поскользнувшийся на дороге, – злой человек, и ум его незрелый; то же можно сказать и про того, кто в своем глупом тщеславии насмехается над слабостями и добрыми чувствами других людей. Но юмор, который выставляет в смешном свете человеческие пороки и старается изменить людей к лучшему, – это добрый и целительный юмор, лишённый отравы и исходящий прямо из сердца». ► Тенали умер, как рассказывает предание, от укуса ядовитой змеи.
Старый адрес этой страницы: https://biograpedia.ru/?q=node/3838