Рафаэль (Raphael) (наст. имя Raffaello Sanzio, 06.04.1483, Урбино, Италия – 06.04.1520, Рим) – один из величайших, наряду с Леонардо да Винчи и Микеланджело, живописцев эпохи Возрождения. Сын художника и поэта Джованни Санти из Урбино, близкого ко двору урбинских герцогов Монтефельтро. Отец был первым учителем Рафаэля, но умер, когда мальчику было 11 лет. После смерти отца Рафаэль некоторое время учился в мастерской урбинского живописца Тимотео Витти, а с 1500 г. – у ведущего мастера урбинской школы Пьетро Перуджино (Perugino). В 1504 г. отправился во Флоренцию, где на его развитие большое влияние оказали произведения Леонардо, Микеланджело и Фра Бартоломео, а также сам город Флоренция, бывший в ту пору средоточием искусства и науки. Во Флоренции Рафаэль многому научился, делая свободные копии со скульптурных произведений Донателло и Микеланджело, зарисовки с картин Фра Бартоломео и Леонардо да Винчи. Здесь он создал своих знаменитых мадонн («Мадонна Грандука», Флоренция, галерея Питти; «Мадонна со щеглёнком», Флоренция, галерея Уффици; «Прекрасная садовница», Париж, Лувр); здесь он написал свои первые портреты и большой алтарный образ «Положение во гроб» (Рим, галерея Боргезе). В 1508 г. Рафаэль по совету своего покровителя Браманте, главного архитектора Ватикана, который, по некоторым сведениям, приходился ему родственником, папа Юлий II пригласил Рафаэля в Рим. Ознакомившись с работами Рафаэля и под впечатлением его личности, он поручил ему расписать фресками станцы (небольшие залы) в апартаментах Ватиканского дворца, отказавшись от услуг трёх других художников. На протяжении двенадцати лет пребывания в Риме Рафаэль создал огромное количество произведений, каждое из которых обеспечило его бессмертие. В течение десяти лет он был занят росписью ватиканских станц. Сначала была расписана средняя станца – станца делла Сеньятура («комната печатей», 1508–1511), затем – станца д’Элиодоро (1511–1514), и в 1517 г. – станца дель Инчендио («комната пожара»). Роспись ватиканских станц была подчинена одному замыслу: в библейских, исторических и аллегорических образах выразить идею духовного могущества католической церкви и авторитета ее главы – римского понтифика. Поэтому в композиции отдельных фресок Рафаэль искусно включал портреты пап Юлия II и Льва X, других реальных исторических лиц (церковных сановников, папских секретарей, своих друзей – художников), а сюжеты фресок ассоциируются с теми или иными событиями современной ему эпохи. В Риме Рафаэль занял выдающееся место в обществе и при папском дворе. Папа Лев X, сменивший Юлия II, также высоко ценил Рафаэля и после смерти Браманте (1514) назначил главным архитектором нового собора Св. Петра, распорядителем работ, а также главным комиссаром (супериндендантом) древностей, обязанностями которого были охрана и перепись памятников и художественных сокровищ Рима, кроме того, папа поручил Рафаэлю создать карту античного Рима; по свидетельству Вазари, он даже хотел сделать Рафаэля кардиналом, но преждевременная смерть художника помешала этим планам. Последние пять лет жизни Рафаэль занималя архитектурой, а также выполнял некоторые работы для известных людей (например, для французского короля Франциска I). Произведения Рафаэля ценились очень высоко, и имя его знала вся Европа. Рафаэль жил в богатстве, славе и почёте, его называли «князем живописцев», по свидетельству Вазари, он и держался как князь, роскошно одевался, имел богатый дом в одном из лучших кварталов Рима Борго-Нуово, умел вести себя в обществе, подерживать беседу, обладал приятной внешностью и утончёнными манерами. Ещё при жизни вокруг Рафаэля сложилась атмосфера почитания и преклонения перед его талантом и личностью. От природы он был одарён скромностью и добротой, которые, как пишет Вазари, «нередко обнаруживаются у тех, у кого некая благородная человечность их натуры больше, чем у других, блистает в прекрасной оправе ласковой приветливости, одинаково приятной и отрадной для любого человека и при любых обстоятельствах». Внешне общительный и открытый, Рафаэль редко с кем бывал откровенен и душевно близок. У него было много знакомых, но мало друзей. Среди них были Бальдассар Кастильоне, писатель, прославившийся книгой о придворном (его портрет, созданный Рафаэлем, хранится в Лувре), и банкир Агостино Киджи, для которого Рафаэль расписал залы его виллы Фарнезина. О личной жизни Рафаэля известно немного, хотя он и был у всех на виду. Он не был женат. Кардинал Биббиена много лет пытался женить первого художника Рима на своей племяннице Марии Довицци да Биббиена, однако ничего, кроме обещаний, он не добился (есть сведения об обручении Рафаэля и Марии). Возможно, потому, что Рафаэль в течение всей жизни любил девушку по имени Форнарина, которая была дочкой пекаря. Прекрасная Форнарина, возможно, послужила идеализированной моделью Сикстинской мадонны (1513–1514, Галерея, Дрезден). Рафаэль умер неожиданно рано от чахотки в день своего рождения, в расцвете лет и творчества. Похоронен в римском Пантеоне, среди великих людей Италии.
Старый адрес этой страницы: https://biograpedia.ru/?q=node/4611