Международный конкурс молодых критиков русской поэзии

Рембрандт Харменс ван Рейн

Рембрандт Харменс ван Рейн (15.07.1606, Лейден, Нидерланды – 04.10.1669, Амстердам) – великий голландский художник, живописец и гравёр, новатор техники светотени, непревзойдённый мастер психологического портрета, оказавший огромное влияние на изобразительное искусство сначала своих современников, а затем – европейских и русских художников XIX века. Родился восьмым ребёнком из девятерых детей в семье мельника Хармена Герритсзоона ван Рейна и жены его Неелтген Виллемсдохтер ван Зейдтброук. По мере взросления будущего художника дела у его отца пошли в гору, благодаря чему в 14 лет мальчика смогли отдать учиться в престижный Лейденский университет, ставший к тому времени средоточием европейской учёности. При этом ни один из старших братьев Рембрандта так и не получил подобного образования, все они так и остались ремесленниками. Впрочем, уже через два года, в 1622-м, стало ясно, что юношу не интересуют никакие науки, кроме живописи, поэтому высшую школу решено было оставить, и его записали в ученики к уважаемому, но уже забытому лейденскому художнику Якобу ван Сваненбюрху. Три года ученичества окончились переездом в Амстердам, уже тогда славившийся развитой школой живописи и передовыми собраниями итальянского и испанского искусства в коллекциях зажиточных горожан. В 1624 году Рембрандт на полгода поступает в ученики в мастерскую Питера Ластмана, после чего возвращается в родной Лейден, где открывает собственную мастерскую и приступает к исполнению первых работ на заказ, естественно, пока что создавая их под влиянием творческой манеры Ластмана. Первый заказчик художника, Петрус Скривериус (1576–1660), в 1625 году оплачивает создание одного из первых сохранившихся полотен мастера – «Избиение Святого Стефана». Но уже в этой работе чувствуется сопротивление художника принятому в то время академизму и начало бесконечного пути самосовершенствования в мастерстве. В течение семи лет молодой Рембрандт усердно трудится, создавая одно за другим успешные живописные полотна и гравюры. Мастерскую они делят с Яном Ливенсом  (Jan Lievens, 1607–1674), периодически перенимая друг от друга манеру письма и оспаривая сюжеты, в результате чего специалисты до сих пор затрудняются разграничить между ними авторство некоторых работ, написанных в этот период (например, «Пир Ирода» из собрания музея Роли, США).

Тем временем популярность Рембрандта растёт, и в 1631 году он переселяется в Амстердам, цветущий и экономически развитый город, населённый нередко обеспеченными и активными людьми, проявляющими уважение к наукам и интерес к искусству. Заказывать портреты, в том числе и групповые, у популярных художников считалось среди них хорошим тоном. Заказчиков становится всё больше, Рембранта начинают сравнивать с ван дер Хелстом и Кейсером, с Ван Дейком и Рубенсом. Он продолжает совершенствовать своё мастерство и открывает собственную школу живописи, в которой под его бдительным контролем трудятся избранные ученики. Наконец, ему удаётся достичь такой известности, что заказчиков и учеников среди желающих выбирает он сам. 1634 год ознаменовался для художника счастливым браком с Саскией ван Эйленбюрх, дочерью бургомистра из Леевердена. Она стала ему не только верным спутником жизни, но и вдохновителем  к творчеству, моделью для многочисленных полотен и пропуском в высший свет, открывавшим дорогу к богатейшим заказчикам Нидерландов.

Тематикой творчества художника становятся библейские сюжеты (например, цикл картин из жизни Христа, заказанный принцем Оранским), затем он обращает своё внимание на античную мифологию, («Похищение Прозерпины», «Похищение Европы», «Похищение Ганимеда», а также величайший шедевр этого периода, знаменитая «Даная»). В кругу его общения – известные современники: поэт Ян Сикс, сборщик податей Уэтенбогард, поэт Клеменс де Юнг, главный раввин Амстердама Манассех бен Израэль, каллиграф Коппенол, проповедник Сильвиус, юрист Эйлембург, поэт Иеремия Деккер, живописец Экгоут, коллекционер картин и гравюр Ян Зоммерс… Рембрандт покупает богатый дом, роскошно обставляет его антиквариатом и предметами искусства, живёт полноценной творческой жизнью, неустанно работая над новыми полотнами и гравюрами, воспитывая учеников и отдаваясь любви и дружбе. Впрочем, не всё так радужно в его жизни: с каждым годом растёт число врагов и завистников, критикующих его новаторские манеры письма и смелые эксперименты в живописи, один за другим умирают трое младенцев, рождённых Саскией, и только четвертый сын выживает, но – увы, ценою жизни матери.

Последней картиной мужа, которую она увидела, стал легендарный «Ночной дозор» – масштабное полотно 1642 года, написанное по заказу Стрелкового общества. Этот четырёхметровый групповой портрет окутан множеством тайн и считается поворотным в судьбе живописца. По легенде, эта картина оказалось первой отвергнутой заказчиками работой Рембрандта, поскольку они увидели на ней себя изображёнными в неожиданном ракурсе: в движении, в непосредственном разговоре, в окружении таинственных и двусмысленных фигур, среди которых иными знатоками угадываются лица участников некоей тёмной истории, с которой началось нисхождение художника с вершин славы в полное забвение. Заинтересовавшихся этой тайной можно адресовать к художественному фильму английского режиссёра Питера Гринуэя «Ночной дозор», снятому в 2007 году. Необычная стилистика кинокартины весьма удачно передаёт атмосферу главного художественного открытия Рембрандта: игра теней и света настолько тщательно продумана режиссёром, что каждый отдельно взятый кадр фильма представляет собой словно законченное полотно великого голландца.

После смерти Саскии в жизни Рембрандта было ещё две женщины. Первая – кормилица сына Титуса по имени Гертье Диркс, сожительство с которой закончилось судебным разбирательством по обвинению в невыполнении брачного обещания. Вторая – Хендрикье Стоффельс, служанка художника, бывшая на 20 лет его моложе. Обе они стали моделями для нескольких работ живописца, и до сих пор точно не установлено, кто есть кто в женских образах зрелого Рембрандта. Тем временем он продолжал работать, несмотря на неудачи и лишения. Заказчики перестали интересоваться им, ученики оставили его, кредиторы заставили продать всё имущество и дом, пришло полное разорение. Художнику пришлось переселиться в бедный еврейский квартал Амстердама, но кисти и гравюр он не оставил. Нежная любовь к Титусу и Хендрикье вернулись помощью с их стороны: по мере возможности они поддерживали его, обеспечивая всем необходимым для рисования. Разорение художника исследователи связывают с разными причинами. Одни говорят, что он не знал истинной цены своим творениям, работая часто задаром. Другие утверждают, что он был неразумно принципиален в выборе заказчиков и никогда не брался за те заказы, к которым не лежала его душа. Третьи уверены, что Рембрандт не мог поступиться своим новаторским видением живописи в угоду узким мещанским представлениям о прекрасном своих состоятельных заказчиков. Однако никто и никогда не говорил, что у художника от бед и несчастий опустились руки, потому что он работал неустанно до последних дней, и даже когда частичная потеря зрения не позволила ему воплощать в творениях былые острые наблюдения за характерами, жестами и деталями, он перешёл на крупные мазки, подчас работая вместо кисти шпателем, как бы освобождаясь от шлака повседневности и концентрируясь на главном. Так родился последний шедевр Рембрандта, быть может, величайшее произведение живописи всех времён и народов, которое (многие будут удивлены), оказывается, считается незаконченным – «Возвращение блудного сына». Написанное на библейский сюжет, полотно покрыто смелыми мазками, выдающими руку мастера на вершине творческого могущества. Безупречное совершенство каждого движения кисти породило пронзительную и величественную оду всему самому прекрасному, чего удалось достичь человеку за время своего духовного развития, и проявляющемуся в одном понятии – милосердие.

Художник покинул этот мир в 1669 году в одиночестве и полной безвестности, похоронив и возлюбленную, и сына. После себя он оставил около четырёх сотен живописных полотен, сотню рисунков и триста гравюр. Многие из его работ являются автопортретами, благодаря которым сегодня мы можем увидеть Рембрандта молодого, счастливого, влюблённого, полного озорства, веселья и жизненных сил; Рембрандта зрелого, сильного, богатого, достигшего славы и почестей, всеобщего уважения и широкой известности; Рембрандта старого, больного, истерзанного бедами и потерями. Но ни на одном из них мы не увидим Рембрандта потерявшим веру в своё предназначение и махнувшего на жизнь рукой. Быть может поэтому, спустя 200 лет после его смерти, и вот уже на протяжении полутора столетий музеи всего мира борются между собой за право обладать любой из его работ, коллекционеры выплачивают за каждую из них целые состояния, а величайшие художники мира называют его своим Учителем.

Старый адрес этой страницы: https://biograpedia.ru/?q=node/4712

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Международный конкурс молодых критиков русской поэзии