Международный конкурс молодых критиков русской поэзии

Руми (перс. جلالالدین محمد رومی, англ. Rumi)

Руми (перс. جلالالدین محمد رومی, англ. Rumi), (Джелаледдин Мухаммед Балхи, 30.09.1207, Балх на реке Вахш, ныне Таджикистан – 17.12.1273, Конья, Турция) – персидский поэт, проповедник, суфийский шейх, прозванный Руми, потому что большую часть жизни прожил в Руме в Малой Азии (ныне территория Турции). Обычно к его имени добавляют уважительную форму обращения «маулави» – «учёнейший», или «маулана» – «учитель». Родом из Балха (в Афганистане). Ребёнком, спасаясь от приближающихся орд Чингис-хана, покинул родину со своим отцом – видным богословом, поэтом и учёным-суфием, проповедовавшим под именем Баха ад-Дина Веледа (Валада) (Bahauddin Walad, настоящее имя – Мухаммад ибн Хусейн аль-Хатаби аль-Балхи, ум. 1231), и его учениками. Так вместе с отцом после долгих странствий по Среднему и Ближнему Востоку он в конце концов оказался в городе Конья (ныне в Турции), где отец стал руководителем главного учебного заведения города – медресе. Во время странствий в городе Нишапуре путники имели встречу и долгую беседу со знаменитым поэтом-суфием Аттаром, который в конце беседы, указав на Джелаледдина, сказал его отцу: «Не за горами то время, когда твой сын возожжёт огонь в сердцах, скорбящих о мире». С подаренной Аттаром «Книгой тайн» Руми не расставался всю свою жизнь, постоянно перечитывал её, обращался к ней в минуты радости и скорби, находя в ней ответы на терзавшие его сомнения и утешение в печали.

В Конийском султанате (в Малой Азии) Руми окончил медресе и вскоре стал проповедником созданного им суфийского братства. В этот период Руми увлекали прежде всего религиозные искания. Он писал тексты проповедей, часть которых впоследствии составила отдельную книгу, готовился написать собственный комментарий к Корану. Поэзия же не привлекала его. Поворотным событием в жизни Руми стало знакомство с Шамсаддином Табризи (Shams Tabrezi, 1164–1247?, «Солнце из Табриза») – странствующим дервишем, появившемся в Конье в 1244 г. Он оказал огромное влияние на мировоззрение и всю последующую жизнь Руми. Руми признал Шамсаддина Табризи своим учителем и наставником, увидев в нём «совершенного человека», достигшего высшей ступени суфийского совершенства. Табризи приобрёл огромный авторитет не только у Руми, но и среди местных суфиев, которые впоследствии составили ядро братства маулавия, основанного Руми. Растущее влияние дервиша вызывало все большее недовольство наиболее фанатичной части мусульманского духовенства, а тесная дружба Шамсаддина с учителем породила нескрываемую зависть у его учеников.

В 1247 г. Шамсаддин Табризи таинственно исчез. Многие считали, что недоброжелатели убили его. Руми был безутешен, потеряв учителя и друга. Именно с этого момента он полностью отдаётся суфизму и поэзии. Стихи, написанные в этот период, Руми стал подписывать именем Шамсаддин, утверждая, что исчезнувший друг и учитель теперь находится в нём самом, живёт в его душе и говорит его языком. Собранные вместе, они составили «Собрание стихов Шамса Табризи» («Диван Шамса Табризи», 30 тысяч двустиший – бейтов), названное в честь друга. После исчезновения Шамсаддина всё более ярко стали проявляться многогранные творческие способности Руми. Всё чаще он обращается к музыке как к средству выражения своих душевных переживаний. Его любимым музыкальным инструментом была свирель. Позднее к пению добавился и танец, символизировавший тщетные поиски пропавшего Шамсаддина. Ученики и последователи Руми создали на основе радений, проводившихся мауланой, целые театрализованные представления, в которых всё происходило по канонизированному сценарию: музыка, движения танца, тексты песнопений.

Руми отправился в странствия в надежде найти Шамсаддина. Во время этих странствий он произносил проповеди, вёл беседы, рассказывал притчи, общался с суфиями и приобрёл огромный авторитет и множество последователей. Вернувшись в Конью, Руми преподаёт в медресе, которое когда-то возглавлял его отец, читает лекции по традиционным мусульманским наукам, сочетая их с суфийской практикой. В это же время в Конье утверждается суфийское братство (орден), основателем и вдохновителем которого был сам маулави Руми, – маулавия. Один из учеников Руми Хусамаддин Челеби, ставший его другом и помощником, а позднее, еще при жизни Руми, и главой братства, обратился к учителю с просьбой от имени всех учеников написать в стихах всё то, что он говорил на занятиях и во время бесед. Долгое время Челеби повсюду сопровождал учителя, записывая притчи и стихи. Затем он читал записанное, а Руми делал правки и оттачивал стихи. Так рождалось главное поэтическое творение Руми – великая философская поэма «Духовное маснави» (или просто «Маснави», или «Поэма о скрытом смысле», как называют её в европейской традиции) в шести частях (25 тысяч бейтов – двустиший). Это крупнейший памятник суфийской поэзии и своего рода стихотворная энциклопедия суфизма, которая, по мнению самого автора, раскрывает сокровенный, тайный смысл Корана и содержит обстоятельное толкование основных положений суфизма (суфии называют «Маснави» Кораном на персидском языке).

Излагая те или иные суфийские истины, Руми нередко комментирует строки Корана или предания о Пророке Мухаммеде – хадисы (в поэме Коран цитируется 760 раз, а хадисы – 745). Сложные теоретические положения Руми иллюстрирует притчами, баснями, занимательными рассказами и анекдотами из восточного фольклора, что сделало поэму доступной для малоподготовленных читателей (люди, далёкие от суфийской мистики, могут просто наслаждаться поэмой как совершенным поэтическим произведением, отразившим все стороны жизни средневекового исламского Востока, и убедиться в том, что время не властно над вечным стремлением человека к счастью и справедливости).

Существуют также «Письма» Руми и его «Наставления» (сборник проповедей, написанных рифмованной прозой). Руми умер в Конье в декабре 1273 г. и покоится в мавзолее рядом с отцом. Их могила является объектом паломничества и почитания по сей день.

Старший сын Руми, Султан Велед (1226–1312), продолживший линию своего отца и деда, стал одним из основоположников турецкой литературы. Он возглавил основанный отцом орден маулавия, получивший в европейской литературе известность как орден «вертящихся дервишей». Написал биографическую поэму «Валад-намэ» – о жизни своего деда и отца, а также собрал наставления и изречения Руми и издал их отдельной книгой под названием «В нём то, что в нём» (по существу, это комментарии к «Маснави»). Проповеди самого Султана Веледа, произносившиеся в своей основной части на персидском языке, составили уже к 1301 г. поэтическую трилогию: «Поэма начала» («Интиба-намэ»), «Поэма лютни» («Ребаб-намэ»), «Поэма конца» («Интиха-намэ»).

► Из изречений Руми: «Каждая вещь денно и нощно являет нам Господа, но лишь некоторые из нас осознают это, а большинство – нет». –– «Этот мир – горы, а наши поступки – крики: эхо от нашего крика в горах всегда возвращается к нам». –– «Бог создал нас для того, чтобы при помощи нас была познана Истина». –– «Мудрость и знание существуют для того, чтобы можно было отличить дорогу от бездорожья. Будь дорога повсюду, мудрость была бы излишней».

Старый адрес этой страницы: https://biograpedia.ru/?q=node/243

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Международный конкурс молодых критиков русской поэзии