Шекспир (Shakespeare), Уильям (крещён 26.04.1564, Stratford-upon-Avon – 23.04.1616, Stratford-upon-Avon, Англия) – величайший английский драматург и поэт, актер. Родился в городе Стратфорд-на-Эйвоне в семье почтенного гражданина Джона Шекспира. Отец занимался торговлей, но затем разорился, и семейные обстоятельства заставили Уильяма бросить школу, которая в Стратфорде была отменной. Оставив школу, Шекспир, как предполагают, какое-то время помогал отцу в качестве подмастерья. В 18 лет он женился на Анне Хэтеуэй (Anne Hathaway), которая была на восемь лет его старше. Около 1584 г. он оставил свою жену и троих детей на попечение своей семьи и отправился искать счастья в Лондон. К концу 80-х гг. он оказался на лондонской сцене в труппе лорда-камергера. Она называлась так по должности покровителя, без которого не могли обойтись бесправные и неимущие актёры. В 1599 г. они играли в специально отстроенном здании театра «Глобус». С восшествием на престол короля Якова I Стюарта (1603), который не чуждался литературных трудов и сам писал стихи и трактаты, труппа перешла под его покровительство и стала называться «Королевские слуги». В то время Шекспир, судя по сохранившимся документам, процветал: он купил недвижимость в Лондоне и в своём родном городе. В начале XVII в. Шекспир всё чаще наезжает в родные места, и в 1613 г. вернулся окончательно, продав свою долю в театре «Глобус». Он отошёл от дел, возможно по болезни. Вскоре он составил завещание и умер. Завещание, обнаруженное полтора века спустя, вызвало множество вопросов. В нём говорилось о домах, об имуществе, о кольцах на память для друзей, но ни слова о книгах и рукописях. Как будто бы умер не великий писатель, а заурядный обыватель. Этот документ стал первым поводом задать так называемый «шекспировский вопрос»: а был ли Уильям Шекспир из Стратфорда автором всех тех произведений, которые и составили его мировую славу? Среди историков и литературоведов немало сторонников ответа: не был. И не мог быть, поскольку был необразован, не путешествовал, «немного знал латынь и еще хуже греческий…» (слова друга Шекспира драматурга Бена Джонсона). Исследованию «шекспировского вопроса» посвящены тома литературы, однако современные исследователи в большинстве своём признают, что горожанин из Стратфорда и лондонский актёр Уильям Шекспир (хотя его жизнь окутана тайнами) остаётся наиболее вероятным автором великих литературных творений. Шекспир писал в трёх основных для того времени драматических жанрах: хроника, комедия, трагедия, заимствуя сюжеты из исторических хроник и произведений писателей античности и Возрождения. Он начал с хроник – событий национальной истории: тетралогия «Генрих VI» (1589–1592), «Ричард III» (1592–1593), тетралогия «Ричард II» (1595–1598). К лучшим комедиям Шекспира относятся: «Укрощение строптивой» (1593), «Сон в летнюю ночь» (1596), «Венецианский купец» (1596–1597), «Как вам это понравится» (1599), «Всё хорошо, что хорошо кончается» (1602–1603). Величайшие трагедии: «Ромео и Джульетта» (1594–1595), «Гамлет» (1600–1601), «Отелло» (1604–1605), «Король Лир» (1605–1606), «Макбет» (1605–1606). Сборник сонетов поэта вышел в 1609 г., но созданы они, вероятно, в 1593–1600 гг. ► Из высказываний Шекспира: «Совесть – преопасная вещь; она делает человека трусом: не украдешь без того, чтоб не обвинила, и не поклянешься без того, чтоб не упрекнула, и не прильнешь к жене соседа, чтоб не выдала. Это какой-то стыдливый, беспрестанно краснеющий демон, который только и знает, что смущать человека. Она – вечная во всем помеха; она делает нищим всякого, кто с ней свяжется, и её выгоняют из всех городов и деревень, как вещь весьма опасную. Кто хочет жить хорошо – живи без неё, полагаясь только на себя». –– «Решительные меры творят иногда чудеса». –– «Довольство и мир рождают трусов, а нужда – всегдашняя мать отваги». –– «Горе налегает сильнее, если заметит, что ему поддаются». –– «Природа всегда возьмет свое». ► Вольтер о Шекспире: «Шекспир, слывущий английским Корнелем, процветал приблизительно во времена Лопе де Веги; он создал театр; он был гением, исполненным творческой силы, естественности и возвышенности, но без малейшей искорки хорошего вкуса и какого бы то ни было знания правил. Я намерен сказать вам нечто рискованное, но истинное, а именно что достоинства этого автора погубили английский театр. В его чудовищных фарсах, именуемых трагедиями, повсюду разбросаны такие прекрасные сцены, столь величественные и страшные отрывки, что эти пьесы всегда игрались с огромным успехом. Время, которое одно только создаёт людям славу, в конце концов делает почтенными даже их недостатки. Большинство причудливых идей и преувеличений этого автора получили по истечении двухсот лет право слыть возвышенными. Новые авторы почти все ему подражали, но то, что пользовалось успехом у Шекспира, было освистано у них, и поверьте, что преклонение перед этим старым автором возрастает в меру того презрения, которое питают к авторам новым. При этом не размышляют о том, что не следовало бы ему подражать, и провал подражателей заставляет лишь думать, что Шекспир неподражаем» («Философские письма», Письмо восемнадцатое). И ещё он же: «Его гений принадлежит ему самому, а его ошибки принадлежат его веку». ► Монтескье: «Когда вы видите, что этот человек парит подобно орлу – это он; когда вы видите его ползающим в пыли – это его век». («Мысли»). ► Н. М. Карамзин: «Шекспир хотел нравиться современникам, знал их вкус и угождал ему; что казалось тогда остроумием, то ныне скучно и противно: следствия успехов разума и вкуса, на которые и самый великий гений не может взять мер своих. Но всякий истинный талант, платя дань веку, творит и для вечности; современные красоты исчезают, а общие, основанные на сердце человеческом и на природе вещей, сохраняют силу как в Гомере, так и в Шекспире. Величие, истина характеров, занимательность приключений, откровение человеческого сердца и великие мысли, рассеянные в драмах британского гения, будут всегда их магиею для людей с чувством. Я не знаю другого поэта, который имел бы такое всеобъемлющее, плодотворное, неистощимое воображение, и вы найдёте все роды поэзии в Шекспировских сочинениях. Он есть любимый сын богини Фантазии, которая отдала ему волшебный жезл свой, а он, гуляя в диких садах воображения, на каждом шагу творит чудеса!» («Письма русского путешественника»).
Старый адрес этой страницы: https://biograpedia.ru/?q=node/4141