Международный конкурс молодых критиков русской поэзии

Шаляпин, Фёдор Иванович

Шаляпин, Фёдор Иванович (01.[13].02.1873, Казань – 12.04.1938, Париж) – русский оперный певец (высокий бас), солист Большого и Мариинского театров (в 1918–1927 гг. был его художественным руководителем).

Родился в Казани, в Суконной слободе, на Рыбнозарядской улице, у архивариуса уездной земской управы Ивана Яковлевича Шаляпина. Иван Яковлевич был крестьянским сыном, грамоте научился у сельского пономаря, но в восемнадцать лет уехал в город и работал водовозом, дворником, помощником писаря, пока не получил место в канцелярии.

Нравы в слободке царили страшные: пьянство, побои, грубость окружали молодого Фёдора Шаляпина. Да и собственного отца он редко видел трезвым. Мать Фёдора, Евдокия Михайловна (урождённая Прозорова), была доброй, безответной женщиной, тяжело страдавшей от необузданного характера мужа. Жили Шаляпины бедно.

Родители мечтали дать сыну хоть какое-нибудь образование и отдали его в подготовительную школу, где мальчик быстро научился читать и писать, а затем в Арское ремесленное училище.  На этом и закончились его «университеты». Мастерового из Шаляпина не получилось, и отец устроил его писарем в канцелярию.

Ещё совсем ребёнком он стал петь в церковном хоре, получая за это небольшую плату, часть которой тратил на посещение театра. Вскоре высокого, статного юношу заметили и предложили выйти на сцену сначала в качестве статиста (в опере Д. Мейербера «Африканка»), а затем поручили небольшую роль жандарма во французской мелодраме «Бандиты».

Дебют Шаляпина на подмостках Драматического театра в летнем саду окончился полным провалом. Подойдя к рампе, он онемел от страха и, сделав положенный жест, застыл на месте с открытым ртом. Будущего великого артиста с позором выгнали из театра. Но ему повезло. Летом 1890 г. антрепренёр С. Я. Семёнов-Самарский стал набирать труппу для уфимского оперного театра и пригласил Шаляпина петь в хоре.

Изумительный по красоте голос молодого артиста сразу привлёк внимание знатоков и ценителей, и осенью 1890 г. ему предложили исполнить сольную партию Стольника в опере С. Монюшко «Галька».  На этот раз Шаляпина ждал настоящий успех, и руководство театра устроило ему бенефис, на котором он спел Неизвестного в «Аскольдовой могиле». Позднее певец признавался, что это было самое счастливое время его жизни, а первый большой гонорар – восемьдесят пять рублей и серебряные часы – сделали его в собственных глазах настоящим богачом.

Сезон в Уфе закончился, и Шаляпин поступил в «малороссийскую труппу» Т. О. Любимова-Дергача, но после непродолжительных гастролей по Волге оставил её. Попытка задержаться во французской опереточной труппе Лассаля в Баку также окончилась крахом. Неудача постигла его и в Тифлисе: театр, куда он поступил, вскоре прогорел. Молодой певец остался без гроша в кармане, ютился в каких-то трущобах, работал грузчиком и лишь по счастливой случайности уцелел от свирепствовавшей в городе оспы.

Возможно, Шаляпин так никогда и не сумел бы стать великим певцом, если бы на него не обратил внимание Д. А. Усатов – преподаватель пения и в прошлом сам оперный артист. Прекрасный природный голос молодого хориста покорил Усатова, и он начал бесплатно заниматься с Шаляпиным: ставил голос, учил понимать смысл и характер различных музыкальных произведений, обращать внимание на выразительность пения. Позже Фёдор Иванович называл Усатова своим единственным педагогом, с благодарностью вспоминал методы его преподавания.

Результаты совместной работы пошли на пользу: летом 1893 г. на сцене Кружка любителей оперного театра Шаляпин впервые исполнил сцены из «Бориса Годунова» М. П. Мусоргского. Вскоре начинающий солист был принят в оперную труппу казённого театра в Тифлисе, где в сентябре 1893 г. он спел партию Рамфиса в «Аиде». И хотя местная критика не сумела по достоинству оценить голос молодого певца, а рецензент одной из местных газет отозвался о нём и вовсе уничижительно: «Голос слабый, не имеет достаточной густоты, особенно в нижних регистрах», – Шаляпин стал местной знаменитостью, и публика с восхищением встречала каждое его выступление.

Весной 1894 г. по совету Усатова Шаляпин отправился искать счастья в Москву: попытался устроиться на императорскую сцену, но безуспешно. Тогда он обратился на музыкальную биржу Е. Н. Рассохиной и получил приглашение от антрепренёра М. В. Лентовского провести летний сезон в театре сада «Аркадия» в Новой деревне на окраине Петербурга. Шаляпин поселился в гостинице «Пале-Рояль», где в это время жили многие известные артисты. Среди них был находившийся в зените своей славы молодой драматический актёр Мамонт Дальский, известный своим вдохновенным исполнением ролей классического репертуара. Этот прожигатель жизни, «беспутный гений», «русский Кин» привлёк Шаляпина талантом, энергией, разнообразием своего дарования. У Дальского он научился многому: выразительности жеста, умению вовремя сделать паузу. И хотя богемный образ жизни в «Пале-Рояле» часто мешал молодому певцу, он всегда с благодарностью вспоминал уроки сценического искусства, преподанные ему Дальским.

Осенью 1894 г. Шаляпин встретился с дирижёром И. А. Труффи, который как раз в это время задумал организовать товарищество оперных актёров в помещении Панаевского театра на набережной Невы. На сцене этого мрачного, неуютного театра Шаляпин с успехом исполнил партию Бетрама в «Роберте-Дьяволе», и его красивый бас-кантале обратил на себя внимание искушённой столичной публики.

Петербургская критика также с восторгом встретила появление на сцене нового талантливого исполнителя, и в апреле 1895 г. Шаляпин был принят в труппу Мариинского театра. Год работы в Мариинке принёс и разочарования, и радости. В первые месяцы Шаляпину не поручали серьезных ролей, и лишь по счастливой случайности он получил возможность спеть Мельника в «Русалке» А. С. Даргомыжского. Эта роль удалась певцу, и один из столичных критиков, выражая восхищение его талантом, писал, что в этот вечер, может быть впервые, публике открылся артист, обещающий русской сцене большое будущее. Однако попытка исполнить роль Руслана не имела успеха. Эта неудача послужила серьёзным уроком для молодого певца и, как он потом сам признавался, научила «вынашивать роль под сердцем» до тех пор, пока она не заживёт долгой жизнью.

Казённая атмосфера Императорского театра угнетала Шаляпина, и он легко расстался с ним, поступив в частную оперную труппу в Нижнем Новгороде. Он с успехом спел партию Сусанина в опере Глинки «Жизнь за царя», покорив своим исполнением весь город. В Нижнем Новгороде раскрылась ещё одна яркая черта дарования Шаляпина.

Вместе с ростом мастерства и голосовых возможностей росла и его любовь к широкой и раздольной русской народной песне, постепенно формировалась концертная программа. Здесь, в Нижнем Новгороде, летом 1896 г. произошла знаменательная встреча певца с крупным промышленником и меценатом С. И. Мамонтовым, который  пригласил артиста в свою Частную оперу в Москве.

Шаляпин дебютировал в Частной опере 22 сентября 1896 г. в роли Сусанина. Успех превзошёл все ожидания.  Через несколько дней его ждал новый триумф в роли Ивана Грозного в «Псковитянке». Прошло всего два с половиной месяца, а имя Шаляпина уже стало широко известно московской публике. Потом были роли Мельника в «Русалке», Сальери в «Моцарте и Сальери», Мефистофеля в «Фаусте», Владимира Галицкого в «Князе Игоре» и другие, создавшие ему славу великого оперного певца.

После окончания сезона 1897 г. Фёдор Иванович отправился в своё первое заграничное путешествие, во Францию. Вернувшись в Россию осенью 1897 г., Шаляпин выехал вместе с труппой Мамонтова на гастроли в Петербург. Двадцатичетырёхлетний артист имел большой успех,  столичная  публика  пришла  в восхищение от его мощного, выразительного баса, умения держаться на сцене.

Восторженно отозвались о Шаляпине В. В. Стасов, С. В. Рахманинов, А. К. Глазунов. Познакомившись с самим артистом, они были поражены его музыкальным вкусом, тонким пониманием смысла каждого спетого слова, необыкновенным  артистизмом. И действительно, лучшие роли Шаляпина в полном смысле слова чрезвычайно живописны, каждый его жест, каждая поза так и просились на полотно. Недаром его с удовольствием рисовали выдающиеся художники: В. А. Серов, К. А. Коровин, А. Я. Головин, Б. М. Кустодиев и другие.

Летом Шаляпин уезжал из Москвы. Он любил гостить в прекрасном владимирском имении Путягино, принадлежавшем артистке Мамонговского театра Т. С. Любатович. Здесь, в деревенской церкви, летом 1898 г. он обвенчался с молодой итальянской балериной  Иолой Торнаги, с которой  познакомился  еще  в  Нижнем  Новгороде. Этот брак не был удачным. Дети, а их у Шаляпиных было трое, не дали возможности  раскрыться  дарованиям  Иолы, она вынуждена была уйти со сцены и полностью посвятить себя семье. Темпераментный и  жизнерадостный  Фёдор  Иванович  не мог усидеть дома, он любил весёлую, шумную жизнь художественной богемы, и вскоре его сердце покорила петербургская красавица Мария Валентиновна  Петцольд, родившая ему двоих детей.

21 сентября 1899 г. Шаляпин покинул  Мамонтовский  театр  и уже через три дня исполнил партию Мефистофеля на сцене Большого театра. Современники поражались работоспособности артиста. Одновременно с работой над оперными  ролями,  он  подготовил  себе  концертный  репертуар  и  летом 1900 г. отправился в Париж на открывавшуюся Всемирную выставку.

Вся дальнейшая жизнь Шаляпина проходила в непрерывных гастролях. Его голос покорял всё новые и новые города и  страны. Пожалуй, не было в то время певца, который бы мог соперничать с ним по популярности. Рим, Париж, Милан, Петербург восторженно встречали великого артиста. В золотой фонд  мирового искусства  вошло  его  исполнение  русских народных песен. Триумфом заканчивались все его выступления на сцене крупнейших оперных театров мира. География гастролей с каждым годом расширялась. Его великолепный, широкого диапазона голос звучал и в  Париже, и в Ницце, Монте-Карло, Берлине, Нью-Йорке. Все реже и реже артист бывал в России, где его всегда ждали и любили. В его репертуаре появлялись и новые партии, так в 1912 г. он с блеском исполнил роль Дона Базилио в «Севильском цирюльнике» на сцене Мариинского театра.

В 1916 г. Шаляпин порвал с императорской сценой, предпочитая ей частную антрепризу. Октябрьская революция 1917 г. многое изменила в жизни великого певца. Частные театры были национализированы, ему пришлось вернуться в теперь уже государственный Мариинский. И хотя Шаляпин согласился возглавить оперную труппу  театра  (апрель 1918 – апрель 1921),  он  начал  задумываться о своём  будущем. Гениальный певец не мыслил своего существования без гастролей, без участия в спектаклях  на  лучших  сценах  мира, да и страшное полуголодное существование, узость идеологических установок нового режима мешали осуществлению его планов.

В 1922 г. Шаляпин навсегда покинул пределы Отечества. В отличие от многих других русских эмигрантов, его жизнь вне России сложилась вполне благополучно. Лучшие  оперные сцены мира  соперничали  за  право  принять  великого  артиста. В 1930 г. Шаляпина захватила новая идея – сняться в кино. Он спел главную партию в фильме «Дон Кихот» по сценарию П. Морана, Ж. де Лимура и А.Арну. Фильм получил широкое признание публики и обошёл экраны многих стран мира.

И все-таки певец тосковал по России. В середине 1930-х гг. он думал о возвращении на родину, но его здоровье стало ухудшаться, и врачи поставили страшный диагноз – лейкемия. 12 апреля 1938 г. Шаляпин умер в своём имении под Парижем. Его похоронили в Париже на кладбище Батиньоль.

► «Жизнь Фёдора Шаляпина была полнокровной, творчески радостной, действительно Бог дал ему много даров, как говорил его сын Фёдор Фёдорович, но сколько было у него завистников, недоброжелателей, видевших в нём баловня судьбы, но не видевших, что он работал до изнеможения, до «седьмого пота»; видевших внешнюю сторону его успеха, но не видевших трагических переживаний, которые он испытывал от выпадавших на его долю испытаний.

А в заключение, как не напомнить слова Горького о Шаляпине: “Такие люди, каков он, являются для того, чтобы напомнить всем нам: вот как силен, красив, талантлив русский народ. Вот плоть от плоти его, человек, своими силами прошедший сквозь трения и теснины жизни, чтобы гордо встать в ряд с лучшими людьми мира, чтобы петь всем людям о России, показать всем, как она – внутри, в глубине своей – талантлива и крупна, обаятельна”» (Петелин В. В., «Восхождение». Документальное повествование о молодом Шаляпине. – М., Советский писатель, 1989).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Международный конкурс молодых критиков русской поэзии