Тюрлюпен (Turlupin), (наст. имя Анри Легран – Le Grand, 1583, Belleville, Франция – 1634, Париж) – французский актёр, комедиант театра Бургундского отеля (L’Hôtel de Bourgogne), который вместе со своими товарищами-актерами Гро-Гийомом и Готье Гаргилем разыгрывал перед парижанами свои весёлые балаганные представления (фарсы) на парижских подмостках (окола моста Понт-Нёф, Pont-Neuf). Весёлые выходки и шутки талантливых актёров впоследствии стали называться «тюрлюпинадами». В 1829 г. в Париже вышла книга «Весёлые выходки и шутки Гаргиля, Тюрлюпена etc.» («Joyeusetés de G. Garguille, Turlupin, etc.»). ► Гро-Гийом (Gros-Guillaume, «Толстый Гильом», настоящее имя Роббер Герен – Robert Guérin, ок. 1554, Париж – 1634, Париж) – французский актёр-комедиант, исполнитель фарсов. ► Готье-Гаргиль (или Готье-Гаргийе), (Gaultier-Garguille, Fléchelles), (наст. имя Гюг Герю – Hugues Gueru, ок. 1581, Sées, Франция – 10.12.1633, Париж) – французский актёр, комедиант театра Марэ (Marais), а затем театра Бургундского отеля (L’Hôtel de Bourgogne), сочинитель гривуазных песен (впервые сбрник его песен вышел в 1631 г.). – Знаменитое трио комических актёров образовалось около 1615 года. Они выступали также и в серьёзных пьесах, но публика ценила их только как фарсовых актёров. Готье-Гаргиль, долговязый, тощий, скуластый, носил маску с остроконечной бородкой. Костюм его состоял из чёрной куртки с красными рукавами, чёрных панталон, чулок, туфель и круглой шапочки. Готье-Гаргиль был актёром с великолепно натренированным телом, которым он владел в совершенстиве. Он отличался гибкостью и подвижностью и, когда требовалось, исполнял силовые приёмы. В фарсах он исполнял роли ревнивого мужа, влюблённого старика, учителя-педанта, скряги-буржуа или желчного моралиста, изрекающего прописные истины. Но его коронным номером было исполнение непристойной песенки, которой завершалось каждое представление. «Он пел эту песенку с таким смешным видом, интонациями и ужимками, что многие ходили в Бургундский отель специально для того, чтобы его послушать», – пишет современник. Гро-Гильом представлял в трио традицию старофранцузского фарса. Он был очень толст и малоподвижен, носил белый балахон, перетенутый веревками выше и ниже живота, чтобы его выпятить. Лицо его, согласно старинной французской традиции, было густо обсыпано мукой. Обычное амплуа Гро-Гильома – неповоротливый слуга-гасконец или пьяница. Иногда он изображал толстую жену Тюрлюпена, с которой тот постоянно ссорился и дрался. Тюрлюпен был красивым, статным мужчиной с рыжеватыми волосами. Он легко двигался по сцене и исполнял роль ведущего фарса, постоянно шутил и отпускал остроты, нередко непристойного характера. При этом как автор постановок и сцен он отличался необыкновенной выдумкой и остроумием. «Никто никогда не сочинял, не играл и не вел фарса лучше, чем Тюрлюпен. Его выходки на сцене были полны ума, живости, огня и находчивости», – вспоминает современник.
Старый адрес этой страницы: https://biograpedia.ru/?q=node/4034