Международный конкурс молодых критиков русской поэзии

Виланд (Wieland), Христоф Мартин

Виланд (Wieland), Христоф Мартин (05.09.1733, окрестности Бибербаха, Германия – 20.01.1813, Веймар, Германия) – немецкий поэт и писатель Просвещения. Мастер ироничной философской прозы, за что его называли «немецким Вольтером». Родился в семье пастора вблизи «вольного» города Бибербаха. Жил в Эрфурте, учился в Тюбингенском университете, готовясь к карьере юриста. Но юриспруденция не привлекала его, и скоро в печати появляются первые поэтические опыты Виланда (религиозная дидактическая поэма «Испытание Авраама»«Der Geprüfte Abraham», 1753). С 1752 по 1760 г. Виланд жил в Швейцарии по приглашению видного швейцарского просветителя Бодмера, который видел в начинающем поэте талантливого лирика. Виланд много читал; любимым его писателем был Лоренс Стерн, чью ироничную писательскую манеру и насмешливое отношение к окружающему миру он усвоил. В 1768 г. вышел первый большой роман писателя: «История Агатона» («Geschichte des Agathon»). Другие сочинения: «Нравственные письма» («Moralische Briefe»); новеллы, объединенные фигурой философа Диогена «Сократ беснующийся, или Диалоги Диогена Синопского» («Sokrates Mainomenos, oder die Dialogen des Diogen von Synope», 1770); роман «Победа природы над мечтательностью, или Приключения дона Сильвио де Розальвы» («Der Sieg der Natur über die Schwärmerei, oder die Abenteuer des Don Sylvio von Rosalva», 1764); политический роман «Золотое зеркало, или Правители Шешианские» («Der Goldene Spiegel, oder die Könige von Scheschian», 1772); «Комические повести» («Komische Erzählungen», 1765); фантастическая поэма «Оберон» («Oberon», 1780); сборник прозаических сказок «Джиннистан» («Dschinnistan», 1786–1789); роман «Тайная история философа Перегрина Протея» («Geheime Geschichte des Philosophen Peregrinus Proteus», 1791); «Агатодемон» («Agatodämon», 1799), роман о философе Аполлонии Тианском; «История абдеритов» («Geschichte der Abderien», 1774); «Новые разговоры богов» («Neue Göttergespräche», 1791), «Разговоры с глазу на глаз» («Die Gespräche unter vier Augen», 1798–1799), историко-философские романы «Пифагорейские жены» (русск. перев. Нечаева, Москва, 1817) и «Пифагоровы ученицы» (русск. перев. Як. Дружинина, СПб., 1797). Он создал легкую, живую, ироничную литературную форму, осмеяв сентиментальную мечтательность и моральный аскетизм, тем самым внес свой вклад в салонно-аристократическую литературу стиля рококо с ее изящным и фривольным остроумием. Был дружен с Гёте и Гердером. Переводил прозой пьесы Шекспира (22 пьесы, 1762–1766), а также сочинения Горация, Лукиана и Цицерона. ► Последними словами писателя были знаменитые слова Гамлета из трагедии Шекспира: «Быть или не быть…».

Старый адрес этой страницы: https://biograpedia.ru/?q=node/633

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Международный конкурс молодых критиков русской поэзии