Номер журнала «Новая Литература» за июль 2023 г.

Антиох IV Епифан (Antiochus Epiphanes)

Антиох IV Епифан (Antiochus Epiphanes) (ок. 215 до н. э. – 164 до н. э.) – сирийский царь (175–164) из династии Селевкидов македонского происхождения, сын Антиоха III Великого. Молодой Антиох, еще не царь и не Епифан («воплощение бога»), жил какое-то время в Риме в качестве почетного царственного заложника (189–175). На чужбине Антиох жил не тужил, выучил латынь, водил дружбу с золотой римской молодёжью. Римляне основательно промыли ему мозги за это время, и на родину Антиох вернулся в полном восторге от Римской республики и римских порядков. Антиох числился регентом при младшем сыне своего брата Селевка, но затем убил ребёнка и стал полновластным царём. В столице Антиохии он построил храм в честь Юпитера, организовал для недоумевающих греков бои гладиаторов, пытался организовать в своём царстве выборы в городские управы на римский республиканский манер, причем сам участвовал в выборах, ходил по улицам и просил за него голосовать. Довольно скоро греки поняли, с кем они имеют дело, и переименовали его из Епифана («божественного» или «славой явленного») в Эпимана («психа», «придурка»). Епифан обладал переменчивым нравом и был человеком весьма экстравагантным. Бывало, он дулся на друзей и не разговаривал с ними, а людям незнакомым лучезарно улыбался. К тому же обладал своеобразным чувством юмора. Богачам дарил, словно детям, сущие безделушки и сладости (игральные кости, финики), видимо, рассудив, что в богатых дарах они не нуждаются. А малоизвестных людей, не ждавших от него щедрот, вдруг делал богачами (дарил им золото). Так рассказывает Полибий. Епифан мог остановить на улице незнакомого человека из простонародья, завести с ним разговор и предложить ему выпить в ближайшем кабаке. О чем говорил? – да ни о чем, расспрашивал о жизни, веселился, шутил и сам первый смеялся своим шуткам. Он даже ходил в общественные бани в самые людные дни, причем за ним следовала свита и рабы с кувшинами с дорогим маслом. Царство Епифана было обширно и охватывало современные Турцию, Тунис, Ливан, Сирию, Иорданию, Ирак, Израиль и часть Ирана. Десятки народностей находились под его скипетром. Все они был подданными греческого правителя. Антиох проводил политику эллинизации населения, которая привела в конечном итоге к восстанию в Иудее и Маккавейским войнам. Период правления Антиоха IV (175–164 гг. до н. э.) характеризовался относительным подъёмом и стабилизацией Сирийского царства, однако после его неожиданной смерти это государство пришло в упадок. Поначалу процесс эллинизации в Иерусалиме, как и в других городах, протекал мирно. Ситуация, однако, осложнялась борьбой группировок, поддерживающих разных кандидатов на первосвященство в храме. В 170 г. Антиоху пришлось ввести в город войско, чтобы восстановить порядок; в 168 г. волнения, вызванные слухом о гибели царя, переросло в восстание. Антиох организовал карательный поход и жестоко подавил мятеж, город Иерусалим был разграблен. После этого царь решил, опираясь на прогречески настроенную часть жречества, перейти к насильственной эллинизации жителей. Он превратил Иерусалимский храм в святилище Зевса и на глазах у всех осквернил храм, заколов жертвенную свинью на его алтаре. Начались религиозные преследования, сопровождавшиеся публичными казнями, пытками и насилием. Озверевшие солдаты убивали всех, кто попадался под горячую руку. Решив навсегда истребить иудейскую религию, Антиох прибёг к беспрецедентно жестоким мерам. Сирийский царь прежде всего нанёс удар по главным еврейским законам и традициям. Под страхом смерти он запретил обрезание, соблюдение субботы и даже хранение священных книг. Двух женщин обвинили в том, что они обрезали своих детей. Младенцев привесили к соскам несчастных матерей, после чего женщин провели по городу и сбросили с крепостной стены. Старому книжнику Елиазару силой запихивали в рот свинину, потом насмерть забили бичами. Городские укрепления были срыты, неподалёку построена новая крепость, куда переселились филэллины. Наказав евреев, Антиох лишил Иерусалим всех привилегий, разместил там сирийский гарнизон и только после этого вернулся в Антиохию. Жестокие гонения вызвали новое восстание под предводительством Маттафии и Маккавеев (165 г.). Внезапная смерть (царь умер в далеком иранском Исфахане, по одним источникам от туберкулеза, по другим – от венерической болезни) помешала царю организовать новый поход против иудеев; мятеж разрастался и принял характер войны за независимость. Несмотря на попытки наследников Антиоха вновь покорить Иерусалим, борьба закончилась победой иудеев, положившей конец сирийскому игу. В честь этой победы отмечается еврейский праздник Ханука, в этот день евреи поминают восстание своих предков против попыток искоренить иудаизм.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Как издать бумажную книгу со скидкой 50% на дизайн обложки