Апеллес (Apelles)

Апеллес (Apelles) (ок. 370, Эфес или Колофон, Малая Азия – ок. 330 до н.э.) – греческий художник, родился в Эфесе или Колофоне на о. Кос. Придворный живописец Филиппа II Македонского и его сына Александра Великого. Ни одна из его картин не сохранилась, но о них писали классические авторы. Из этих текстов художники эпохи Возрождения многое почерпнули для себя, считая Апеллеса величайшим художником античности. Учился в школе мастера по имени Памфил из Амфиполя, который соглашался принимать учеников в обучение только за очень высокую плату и на большой срок (до двенадцати лет). Вскоре ученик превзошёл своего учителя. Должно быть, он не знал себе равных среди современников, так как смело позволял себе редкую роскошь хвалить товарищей по цеху. Удивительное изящество в сочетании с точностью и выразительностью стали отличительными особенностями творчества Апеллеса. Если прибавить к этому могущественное и высочайшее покровительство царя Александра, который не позволял рисовать с себя портреты никому, кроме Апеллеса (так же как Лисиппу – делать их в бронзе, а Пирготелу – резать в камне), то станет понятно, что его слава затмевала всех прочих художников его времени. Несмотря на почести и богатства, которыми осыпали Апеллеса, он охотно признавал заслуги других мастеров (особенно в композиции и пропорциях) и всячески поддерживал их в творчестве. О том, каким образом Апеллес познакомился с Протогеном, Плиний оставил интересный рассказ. Узнав, что величайший из его соперников – Протоген – живёт в бедности, Апеллес отправился на Родос его навестить. Не предупреждённый о его приезде, Протоген отлучился из своей мастерской как раз тогда, когда в неё зашел Апеллес. Старая служанка спросила, как представить посетителя хозяину, когда тот вернётся. Апеллес ответил тем, что неуловимым взмахом кисти изобразил, по-видимому, свой портрет в изящных и тонких линиях. Когда Протоген вернулся в свою мастерскую, старая служанка с сожалением сказала, что не знает имени гостя, но, увидев контур и оценив его изящество, Протоген вскричал: «Такую линию мог нарисовать только Апеллес!». Затем он ещё более тонкой линией кое-что добавил к контуру Апеллеса и просил служанку показать незнакомцу, если тот придёт вновь в его отсутствие. Апеллес и в самом деле вскоре вернулся, подивился мастерству Протогена, но оставил между его линиями еще одну – столь филигранную и изящную, что, увидев её, Протоген признал своё поражение и бросился в город на розыски Апеллеса, чтобы поприветствовать его. Эту картину как драгоценную реликвию передавали из поколения в поколение, пока её не купил Юлий Цезарь (картина погибла в пожаре, уничтожившем дворец Цезаря на Палатинском холме). Стремясь привлечь внимание греческого мира к таланту Протогена, о котором мало знали за пределами его родных мест, а в родных местах не обращали внимание, Апеллес купил несколько готовых картин Протогена за баснословную цену в 50 талантов, благодаря чему лишь и были признаны заслуги художника в его родном городе Родосе. Родосцы, которым представился случай оценить своего художника, выкупили другие его картины и хранили среди городских сокровищ. Апеллес трудился до самого конца, и смерть пришла к нему тогда, когда он добавлял новые штрихи к портрету вечной Афродиты.

► Среди картин Апеллеса особой славой пользовалась «Афордита Анадиомена» (т.е. выходящая из вод), где богиня была представлена в обнажённом виде и выжимающей мокрые волосы. Известны названия других картин: «Антигон на коне» (Апеллес искусно скрыл физический недостаток Антигона Одноглазого, изобразив его в повороте), «Артемида, стоящая в толпе девушек, приносящих ей жертву», «Александр, держащий в руке молнию», «Клит и Менандр», «Беллона, привязанная к колеснице Александра», «Лошадь» (возможно, Буцефал, любимый конь Александра), «Гром и молния», «Хоровод нимф».

► О собственных работах своих Апеллес обыкновенно судил очень скромно, и когда он выставлял их публично, то охотно слушал, скрытый за ширмой, суждения посетителей и прохожих, чтобы сделать необходимые правки. Так, однажды перед его картиной остановился сапожник и стал порицать ошибку в обуви одной изображённой на картине фигуры. Когда человек этот на следующий день увидел картину чуть изменённой, то он стал с видом знатока находить и другие недостатки. Но тогда художник вышел из укрытия и велел критику идти своей дорогой, заметив: «Пусть сапожник остается у своих колодок». Апеллес работал неустанно до самой своей кончины, и смерть застала его занятым картиной Афродиты.

► Однажды царь Александр, позировавший Апеллесу для многих портретов, призвал мастера во дворец. Молодой Александр был не удовлетворён изображением своего коня Буцефала на одном из рисунков и как бы для сравнения подвёл Буцефала ближе к картине. Увидев картину, Буцефал помахал головою, как будто бы поприветствовал изображение, и заржал, что Апеллес расценил как признание и заметил: «Похоже, великий царь, конь понимает в живописи больше вашего». ––– В другой раз, посетив мастерскую художника, царь принялся рассуждать об искусстве. Художник попросил его говорить о чём-нибудь другом, чтобы не смешить мальчишек, растирающих краски. Александр принимал всё это по-царски добродушно, и когда он поручил мастеру написать портрет любимой наложницы и заметил, что Апеллес в неё влюбился, царь подарил её ему.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

52 + = 61