Конфуций (Кун Фу-цзы, лат. Confucius, англ. Kong-foo-tse, Kong-fu-tse)

Конфуций (Кун Фу-цзы, лат. Confucius, англ. Kong-foo-tse, Kong-fu-tse) (551 или 552, Qufu, царство Лу, в настоящее время провинция Шандунь, Китай – 479 до н. э., царство Лу) – китайский философ и политик, мыслитель, основатель китайской государственной религии. Родился на востоке Китая, в знатной, но обедневшей семье. В те времена Китай не имел сильного центрального правительства, и китайский народ находился во власти бандитов и грабителей-феодалов, которые разъезжали из города в город, из провинции в провинцию и безнаказанно грабили, воровали и убивали, обращая густонаселенные трудолюбивым народом равнины Северного и Центрального Китая в пустыню, где люди умирали от голода. Его отец, – а когда родился Конфуций ему было 70 лет (!), – был храбрым воином, он умер через два года после рождения единственного сына (до этого от первой жены у него было девять дочерей). Семья едва сводила концы с концами, и поэтому Конфуцию рано пришлось трудиться, осваивая самые разные навыки и ремёсла. Был он крепок телом, статен и высок, любознателен и трудолюбив, быстро овладевал знаниями и потому к нему стали всё чаще и чаще приходить за советом и помощью в житейских делах. Много путешествовал по Китаю и благодаря своим знаниям, сметливости и доброму отношению к людям везде пользовался уважением и авторитетом. Поездки по стране обогатили его житейский опыт, пополнили самыми разными и полезными сведениями (по своему собственному почину он посетил мудреца Лао-цзы) и, вернувшись в родную провинцию, стал наместником города, а затем и верховным судьёй княжества. Дела его шли успешно, но он опять отправился в странствия. У него было много учеников, и двенадцать из них следовали за ним постоянно. Записей своих бесед сам он не вёл, но это делали его ученики, и благодаря им его беседы, притчи и изречения стали достоянием человеческой культуры (книга «Лунь-юй»«Суждения и беседы»). Последние годы жизни он провёл на родине и умер под сенью кипарисов на берегу тихой речки примерно за восемь лет до рождения Сократа. Конфуций является чуть ли не единственным из великих нравственных учителей человечества, который не знал никаких «видений», не объявлял себя пророком, провозвестником божественной воли, никогда не говорил, что он получил вдохновение свыше, и в этом его отличие и от Будды, и от Христа, и от Мухаммеда. В гуманистическом литературном наследии Конфуция нет ничего мистического и сверхъестественного. Его взгляд на жизнь, на природу и людей, на то, как надо обустраивать свои дела, – это взгляд здравомыслящего и честного человека, способного к компромиссам и умеющего ценить людские достоинства. Придерживаясь древних китайских воззрений, обычаев и традиций, он «был убеждён в том, что законы Неба и все то, что не связано с “этим миром”, невозможно охватить человеческим разумом и лучше этим вообще не заниматься» (Д. В. Дубровская, «Миссия иезуитов в Китае»). Его доктрина, которой предстояло владеть умами, воображением и симпатиями китайцев на протяжении двадцати пяти веков, доктрина, которая служила основанием китайского общества и государственного устройства, была основана на любви и уважении к окружающим и на подчинении разумным традициям, обычаям и законам, выработанным и установленным обществом. Конфуций был просто добрым, мудрым и справедливым человеком, любившим бродить одиноко, наслаждаясь природой и игрой на своей любимой дудочке. ► Из изречений Конфуция: «Тот, кто знает науку, уступает тому, кто находит в ней удовольствие». –– «Благородный муж думает о долге, а мелкий человек – о выгоде». –– «Своим примером побуждай людей трудиться». –– «Все течет как вода. Время бежит, не останавливаясь». –– «Правитель, властвующий над людьми и опирающийся на человеческие достоинства, подобен Полярной звезде, сохраняющей свое неизменно высокое положение на небосводе, в то время как остальные звёзды вращаются вокруг неё». –– «Не поговорить с человеком, с которым стоит поговорить, – значит потерять человека. Говорить же с человеком, с которым не стоит говорить, – терять слова. Мудрец не теряет людей и не теряет слов». –– «Кто-то спросил: “Возможно ли на зло отвечать добром?” – “А чем же тогда отвечать на добро?” – в свою очередь спросил Учитель и сам дал ответ: “На зло следует отвечать справедливостью, а на добро – добром”». ► Вольтер о китайцах и Конфуции: «Китайцы не могли упрекнуть себя ни в каком суеверии и шарлатанстве, обычных у других народов. Китайское правительство показывало в течение более четырёх тысяч лет и продолжает показывать людям сейчас, что можно управлять ими без того, чтобы их обманывать; что не ложью надо служить богу истины; что суеверие не только бесполезно, но и вредно для религии. <…> В чём заключается религия всех благородных людей в Китае в течение стольких веков? А вот: Чтите небо и будьте справедливыми. […] Часто великого Кун-фу-цзы, которого мы именуем Конфуцием, помещают в число древних законодателей, основоположников религии, – это большая оплошность. […] Никогда он не учреждал никакого культа и никаких обрядов; никогда не объявлял себя ни боговдохновенным, ни пророком; он всего только собрал воедино все древние нравственные установления. […] Он не говорит, будто не надо чинить другому то, чтó мы не хотим, чтобы причинили нам: ведь это означает лишь запрет зла; он стремится к большему, он советует делать добро: “Поступай с другим так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой”» (Вольтер, «Несведущий философ», XLI). ► Итальянский миссионер Маттео Риччи, открывший Конфуция Европе, писал о нём: «Наиболее почитаемый из всех китайских философов носил имя Конфуция. Этот великий и ученый человек родился за 551 год до начала Христианской эры, прожил более семидесяти лет и увлёк свой народ подвигом и добродетелями не в меньшей мере на своём собственном примере, чем своими трудами и своими собраниями (учеников). Его собственные достижения и безупречный образ жизни привели к тому, что его компатриоты [соотечественники] признали, что он превзошёл в святости всех, кто жил в прошедшие времена в любых частях света и считались преуспевшими в добродетели. Конечно, если мы критически рассмотрим его действия и высказывания, как они записаны в истории, мы будем вынуждены признать, что он был не только равен языческим философам, но и превзошёл большинство из них» (цит. по книге: Д. В. Дубровская, «Миссия иезуитов в Китае»). ► «Сущность учения Конфуция заключалась в идее воспитания людей в духе высшего благородства, в создании “аристократии духа”. Для него личное поведение человека играло ту же роль, какую для Гаутамы [Будды] играло “благо самоотречения”, для грека – познание внешнего мира, а для еврея – справедливость и благочестие. Из всех великих [нравственных] учителей он обладал умом с наиболее ясно выраженным общественным складом. Хаос мира и страдания людей огорчали его более всего, и он хотел облагородить человека, чтобы и мир стал благороднее. Он пытался во всех подробностях регулировать поведение людей и старался для каждого случая жизни создать здоровые, полезные правила. Вежливый, государственно настроенный человек был в его глазах идеалом…» (Г. Уэллс, «Краткая история мира», М., «Мосполиграф», 1924).

Старый адрес этой страницы: http://biograpedia.ru/?q=node/3897

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

4 × = 32