Создать биографию



Лесаж (Le Sage), Ален Рене

Дата рождения: 
06.05.1668
Место рождения: 
Sarzeau, Франция

Искусство: Драматурги, Писатели

Дата смерти: 
17.11.1747
Лесаж (Le Sage), Ален Рене
Место смерти: 
Булонь
Георафия жизни: 
Франция
Род деятельности: 
писатель, драматург

Лесаж (Le Sage), Ален Рене (06.05.1668, Sarzeau, Франция –17.11.1747, Булонь) – знаменитый французский романист и драматург. Родился в семье нотариуса; рано потерял родителей и вынужден был сам пробиваться в жизни. Его опекун-дядя не только не помог юноше, но и растратил то немногое, что он унаследовал от отца. Трудная молодость заставила Лесажа столкнуться с самыми разными слоями общества и лучше узнать жизнь. Все это отразилось затем в его книгах. В 1692 г. он оказался в Париже, имея намерение изучать философию и право, а также найти применение своим способностям. Молодой человек со статной фигурой, высоким ростом, не обделенный разумом и с развитым литературным вкусом, он довольно скоро стал желанным гостем в лучших столичных обществах. В 1694 г. он женился на Марии-Элизабет Юар (Marie-Elisabeth Huyard), дочери парижского буржуа. Будущий писатель начал свою литературную карьеру как переводчик. К переводам его приохотил аббат Жюль де Лион, сын министра иностранных дел при Людовике XIV, большой знаток и любитель испанской литературы, назначивший Алену Рене Лесажу за переводческий труд пенсию в размере шестисот ливров в год. Аббат, человек увлеченный, и своего друга Лесажа научил ценить красоты кастильской литературы. Первое произведение писателя – вольный перевод 42 писем греческого писателя Аристенета («Lettres galantes dAristénète», 1695). Ален Рене Лесаж изучил испанский язык и усовершенствовал свой французский переводами или имитацией испанских авторов. Опубликовал сборник пьес «Испанский театр» (1700), вольный перевод комедий Лопе де Вега, Франсиско де Рохаса и Кальдерона. Первая оригинальная пьеса «Криспен, соперник своего господина» («Crispin, rival de son mâtre») была с успехом поставлена на сцене в 1707 г. В тот же год он написал роман «Хромой бес» («Le diable boiteux», 1707), название и композицию которого позаимствовал у испанского писателя Луиса Велеса де Гевары, но являющийся вполне самостоятельным произведением, в котором сатирически изобразил людей в характерных для их общественного положения занятиях, образе жизни и обстановке. Он окончательно утвердил свою репутацию большого писателя, создав комедию в прозе «Тюркаре» («Turcaret», 1709) и знаменитый плутовской роман «История Жиль Бласа из Сантильяны» («Histoire de Gil Blas de Santillane», 1715–1735), в котором испанский колорит и имена только слегка маскируют нравы и пороки современного автору французского общества. Отдав «Жиль Бласу» двадцать лет своей жизни (последняя, третья часть вышла в 1735 г.), Лесаж не переставал работать над другими произведениями. В 1732 г. он издает «Приключения Робера Шевалье, прозванного Бошеном, капитана флибустьеров в Новой Франции» («Les aventures de M. Robert Chevalier dit De Beauchêne capitaine de Flibustiers dans la Nouvelle-France», 1732), в котором с возмущением пишет о деятельности миссионеров и с симпатией рисует жизнь индейцев (роман основан на дневниковых записях канадского пирата Бошена). Затем последовали повесть в диалогах в духе Лукиана «День Парок» («Une journée des Parques», 1735), полная выдумки, остроумия и житейской мудрости; сборник писем «Найденный чемодан» («La Valise trouvée», 1740), где в бегло намеченное обрамление вставлено чтение всевозможных писем и иных рукописей, якобы обнаруженных в забытом кем-то чемодане; сборник воспоминаний «Забавная смесь» («Le mélange amusant», 1743). Ему принадлежат также: «Влюбленный Роланд», написанный по мотивам «Влюбленного Роланда» М. Боярдо («Nouvelle traduction de Roland lAmoureux de Matheo Maria Boyardo Comte de Scandiano», 1717–1721), перевод испанского плутовского романа «Гусман де Альфараче» Матео Алемана («Histoire de Guzman dAlfarache, nouvellement traduite et purgée des moralités superflues»), вольные переводы с испанского и скомпилированные из испанских источников романы «История Эстебанильо Гонсалеса» («Histoire d’Estavanille Gonzalez surnommé Le Garçon de Bonne Humeur, Tirée de l’espagnol», 1734) и «Бакалавр из Саламанки» («Le bachelier de Salamanque ou Les Memoires et aventures de Don Cherubin de la Ronda», 1736). Несмотря на превосходство своих талантов и успеха своих сочинений, автор «Хромого беса» и «Жиль Бласа» не нажил большого состояния и не был богатым. Он отклонял многие весьма лестные предложения; и на его месте менее щепетильные авторы обогатились бы или сделали карьеру, но Лесаж, безразличный к своему будущему, более всего ценил свою независимость и свободу творчества и не оставил своим детям никакого иного наследства, кроме своего доброго имени и славы своих трудов. Однако не все современники ценили Алена Рене Лесажа как писателя. Вольтер, не простивший ему иронии в адрес своих экзальтированных поклонников (а в то время Вольтер не был еще Вольтером, а пока что только автором нескольких трагедий – «d’Oedipe», «d’Artémire» и «Marianne»), в «Веке Людовика XIV» уделил автору «Жиль Бласа» всего несколько скупых строк. Поэт Алексис Пирон позволял себе в адрес Лесажа колкие выпады, а Буало, авторитетнейший теоретик классицизма, если верить дошедшему до нас анекдоту, драл за уши своих лакеев, заставая их за чтением «Хромого беса» (впрочем, за чтение одописца Жана Батиста Руссо и Антуана Прево лакеям тоже изрядно доставалось). Но высказывались и другие суждения в адрес Лесажа-романиста. Историк Брюзен де ла Мартиньер еще в 1757 г. отмечал, что романные стилизации Лесажа поднимают испанские оригиналы на более высокий художественный уровень: «Особенность писательской манеры Лесажа состоит в том, что он доводит до совершенства все испанские источники. Так произошло с “Жиль Бласом”, романом, который он превратил в неповторимый шедевр» (А. Бондарев, «Французский плутовской роман», предисловие к «Жиль Бласу», М., «Правда», 1990). Известный литературовед второй половины XIX века Ф. Брютеньер так высказался о творениях Лесажа: «Лесаж больше дал испанскому плутовскому роману, чем взял у него». ► Из высказываний Алена Рене Лесажа: «Чем еда безвкусней, тем она полезнее для здоровья». –– Его старший сын, Рене Андре Лесаж (1695–1743), один из лучших актеров своего времени, известный под именем Монмениль, был, как рассказывают, человеком возвышенного характера; он умер раньше своего отца. 

 

Ваш рейтинг: Отсутств. Оценка: 5 (3 votes)

Сейчас на сайте

Сейчас на сайте 0 пользователя и 5 гостей.