Кардано (Cardano, Cardan), Джироламо

Кардано (Cardano, Cardan), Джироламо (24.09.1501, Павия – 21.09.1576, Рим) – знаменитый итальянский математик, философ, врач, астролог и азартный карточный игрок, известный не только своей эрудицией и большой учёностью, но и необыкновенным самомнением, нелепыми причудами и эксцентричными выходками. Незаконнорожденный сын математически одарённого правоведа, бывшего другом великого Леонардо да Винчи, он поступил в 1520 г. в университет в Павии, а потом изучал медицину и математику в Падуе, Милане и Болонье. Обладая неуживчивым характером и отличаясь в жизни эксцентричным поведением, он почти не имел близких друзей и испытывал трудности в поисках места в жизни.

В конце концов, он все-таки приобрел репутацию искусного врача и его оценили при дворах знати. (Он посетил Шотландию в 1552 г., где ему удалось вылечить архиепископа собора Святого Андрея.) Как врач он впервые описал симптомы и течение брюшного тифа. Пользовался славой астролога и был сведущ в оккультных науках и магии.

Однако в наши дни его имя связано главным образом с его достижениями в области алгебры. Он опубликовал формулы решения уравнений третьей и четвёртой степени (т. н. формулы Кардано) в книге «Arsmagna» (1545). Злые языки поговаривают, что формула решения кубического уравнения доверительно была сообщена ему математиком Никколо Тарталья (Niccolo Tartaglia), который позднее уверял всех, что Кардано божился не использовать это в своих целях (вследствие этого Кардано впутался в тяжбу с Тартальей). Формулу решения уравнения четвёртой степени получил ученик Кардано студент Лодовико Феррари (Lodovico Ferrari). К чести Кардано надо сказать, что в предисловии к своей книге он публично благодарит обоих.

Он был первым, предложившим способ извлечения корней из отрицательных чисел. Кардано содержал себя тем, что был удачливым карточным игроком и неплохим шахматистом. Он написал книгу об игре случая – «Liberdeludoaleae» (опубл. только после его смерти, в 1663 г.), в которой содержится толкование понятия вероятности.

Кардано изобрёл несколько механических устройств, например, замок с цифровой или буквенной комбинацией, карданный вал – устройство, позволяющее вращательное движение трансформировать в движение поступательное (используется в движительных механизмах до сих пор). Он внес свой вклад в гидродинамику и уже в своё время заявлял, что «вечное движение невозможно», за исключением «движений небесных созданий».

Кроме математических и медицинских трудов, ему принадлежат научно-популярные трактаты энциклопедического характера «О тонкости вещей» («DeRerumSubtilitate») и «О разнообразных вещах» («DeRerumVarietate»), в которых, рассказывая о научных фактах и достижениях, снабжает читателя полезными советами по ведению домашнего хозяйства вперемежку с фантастическими сведениями о могущественных магах, алхимиках, прорицателях. Книги эти имели постоянный читательский успех и часто переиздавались, так как Кардано порой сознательно присочинял и пересказывал заведомые басни, стараясь читателя не только поучать, но и развлекать.

Кардано вёл беспокойную жизнь, а его семья пользовалась дурной репутацией. Его старший и любимый сын был казнён в 1560 г., обвинённый в отравлении неверной жены. Дочь Кардано, как утверждают, была проституткой и умерла от сифилиса, что подвигло отца написать медицинский трактат об этой болезни. Его младший сын был заядлым картёжником и крал у отца деньги. Сам Кардано был обвинён в ереси (1570), когда рассчитал гороскоп Иисуса Христа, причём к инициации судебного преследования Кардано приложил руку его младший сын. Кардано был арестован и провёл несколько месяцев в тюрьме, где его заставили отречься от гороскопа и отказаться от профессорской должности.

Он переселился в Рим и последние годы жил в «вечном городе» на пенсию, которую выплачивали ему по распоряжению римского папы Григория XIII, и работал над собственным жизнеописанием, которое не успел завершить («Моя жизнь», «DeVitapropria», есть рус. пер.). Он умер в день, который некогда предсказал, возможно, уморив себя голодом.

► Из высказываний Кардано: «Не доводите своего врага до мысли, что он может спасти себя не иначе, как погубив вас».

► «[Кардано] не стеснял себя никакими заповедями стоической добродетели. Он не щадит ни себя, ни мир: ведь и начался его жизненный путь с неудачной попытки матери вытравить плод. <…> Кардано признаётся, что был шулером, не раз желал мести, был глух ко всякому раскаянию, намеренно стремился причинить боль словом, – но он сознаётся во всём этом не с упрямством закоренелого злодея, не с благочестием кающегося грешника и не из соблазна порисоваться, но скорее из простого, объективного стремления к истине, свойственного естествоиспытателю. Но всего скандальнее ощущение счастья, которое этот семидесятишестилетний старец умудрился сохранить, несмотря на ужаснейшие испытания [например, казнь его старшего сына, отравившего свою неверную супругу], несмотря на утрату веры в людей: у него ведь остался ещё внук, его сочинения пользуются славой, он обладает огромными знаниями, состоянием, высоким положением, почётом, могущественными друзьями, ключами к самым сокровенным тайнам и, что всего лучше: верой в Бога. Под конец он пересчитывает зубы у себя во рту: их еще пятнадцать» (Я. Буркхардт, «Культура Италии в эпоху Возрождения»).

По мнению Джордано Бруно, «Кардано… уподобляется грубому и безумному сочинителю басен, хотя в тысячу раз более учён». 

Старый адрес этой страницы: https://biograpedia.ru/?q=node/282

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

+ 48 = 50