Иисус Христос (Jesus Christ) (между 7 и 4 гг. до н. э., Вифлеем – 7 апреля 30 г. н. э.?, Иерусалим) – Сын Божий, Спаситель и великий нравственный Учитель человеческого рода, основатель мировой религии – христианства. Рождённый вышеестественно от Пресвятой Девы Марии в Вифлееме, при рождении прославленный Ангелами и немногими из людей, получившими откровение о Его рождении, в самой колыбели потерпевший гонение царя Ирода, узнавшего о Нём от восточных мудрецов, потом, по смерти Ирода, поселившийся в Назарете и здесь проведший в безвестности 30 лет, – Сын Божий явился, наконец, на Иордане, где Иоанн Предтеча (Креститель), посредством крещения, уже приготовлял иудеев к принятию Мессии. Здесь, крестившийся от Своего Предтечи, Господь указан был людям сошествием на Него Святого Духа и голосом с неба Бога Отца. Затем, проведши сорок дней в пустынном уединении и посте и победив там древнего искусителя, вышел всенародно проповедовать Царствие Божие. –– Призвав нескольких учеников и утвердив их веру в Себя первым Своим чудом в Кане Галилейской, из Галилеи путешествовал на Пасху в Иерусалим, где приобрёл веру многих и, между прочими, Никодима, члена синедриона. Ученики Его уже крестили в Его имя. Но зависть фарисеев побудила Божественного учителя, оставив Иудею, удалиться в Галилею, где Он поселился в Капернауме и, оттуда выходя в разные места, призывал всех к покаянию и вере Евангельской. –– Прибывши в другой раз на праздник Пасхи в Иерусалим, Иисус Христос совершил здесь другие чудеса: исцелил 38-летнего недужного и тем возбудил сильнейшую зависть и даже ненависть к Себе иудеев. Поэтому опять удалился в Галилею. Здесь учил и творил чудеса и посылал для проповеди пред Собою избранных Им двенадцать Апостолов. В продолжение этого второго года известны предложенные Господом народу поучения: о путях блаженства и совершеннейшей нравственности, притчи, изъясняющие свойства Царствия Божия, высокое учение о хлебе, сходящем с неба. Кроме упомянутых, в этом году совершены Спасителем еще чудеса: исцеление сухорукого в Иудее, раба сотника в Капернауме, воскрешение сына вдовы в Наине, исцеление бесноватого в Капернауме, воскрешение дочери Иаира, хождение по водам и другие. –– В третий год Своего общественного служения Господь проходил до пределов Тира и Сидона, благовествовал в странах по ту сторону Иордана и явил славу Свою избраннейшим Апостолам на Фаворе. На празднике кущей, явившись в Иерусалим, учением и чудесами возбудил во многих веру, а вместе с этим приобрёл и многих врагов Себе, от которых самая жизнь Его подверглась опасности. Такую же опасность испытал Он и в праздник Обновления храма. Воскрешением же четверодневного Лазаря в Вифании возбудил Он злобу фарисеев и священников до того, что они на синедрионе вынесли решение – умертвить Его. –– В этот третий год, Глава Церкви и Владыка ее, заботясь о всегдашнем продолжении ее, между прочим, обещал в лице Петра всем Апостолам ключи Царства Небесного (Матфей, 16:15 и далее), преподал им правила церковного благочиния, изъяснил долг и свойства истинного Пастыря Церкви (Иоанн, 10) и так далее. Известнейшие чудеса, совершенные в третьем году: исцеление бесноватой дочери хананеянки, глухого и косноязычного при озере Галилейском, насыщение четырех тысяч семью хлебами, возвращение зрения слепому в Вифсаиде и прочее. –– Четвертая Пасха была последней в земной жизни Спасителя. С кротостью и с некоторой торжественностью вступив в Иерусалим, Он показал высшую власть и силу в Своем учении во храме, предсказал судьбу храма и народа иудейского; в одном доме совершил с Апостолами ветхозаветную Пасху и установил новозаветное Таинство Тела и Крови Своей. Потом, в саду Гефсиманском, готовился молитвой на страдания и предначал их внутренними страданиями – до кровавого пота. Здесь иудеи, по предательству одного из двенадцати учеников Его Иуды Искариота, взяли Господа под стражу, ходили с Ним от судилища к судилищу, возводя на Него клевету, как на возмутителя народного, и, наконец, принудили правителя Иудеи Пилата отдать невинного на крестную смерть. –– Страшные, потрясающие природу знамения сопровождали смерть Богочеловека. Его положили в гроб – углубление, нишу в скале. В начале третьего дня ещё раз сотряслась земля, и Господь жизни и смерти опять принял жизнь, явился Своим избранникам, сорок дней провёл на земле и, наконец, поручив Апостолам дальнейшее распространение и устройство Церкви, вознёсся на небо, откуда в день Пятидесятницы излил на вселенских учителей дары Святого Духа. Таким образом, Свет, во тьме светившийся, но тьмою не объятый, наконец разогнал тьму мира сего возле лежащего и сделался Светом истинным, просвещающим всякого человека, приходящего в мир. Осуществились слова Спасителя: «Аз есмь свет миру». Как же и чем светит миру Солнце Правды Христос Бог наш? – Своею жизнью и Своим учением. Жизнь Его – это совершеннейшая святость, а учение Его – высочайшее совершенство. Иисус Христос явил величайшую и беспредельную любовь ко всему роду человеческому, ибо Своим учением, молитвами к Богу Отцу и искупительным состраданием Он приобрел спасение всему миру. (Излагается по книге: «Церковь Христова», Саранск, Мордовское книжное издательство, 1991. Составитель И. М. Косов). ► Ж.-Ж. Руссо об Иисусе Христе: «Может ли так возвышенная и вместе так простая книга – Евангелие – быть человеческим произведением? Может ли Тот, о Ком повествует она, быть только человеком? Сходен ли слог её со слогом энтузиаста или тщеславного сектанта? Какая кротость и непорочность в Его – Иисуса Христа – нравах! Какая трогательная благодать в Его наставлениях. Какая высота в Его правилах! Какая глубокая премудрость в Его словах! Какая тонкость и правота в Его ответах! Сколько владычества над страстями! Укажите мне человека, дайте мудреца, который бы умел так действовать, так страдать и так умереть – без слабости, без тщеславия!.. Если жизнь и смерть Сократа есть жизнь и смерть мудреца, то жизнь и смерть Иисуса Христа есть жизнь и смерть Бога. Смерть Сократа, спокойно рассуждающего со своими друзьями, есть самая спокойная смерть, какой только пожелать можно. Но смерть Иисуса Христа, умирающего в ужасных мучениях, – среди поруганий, осмеяний и проклятий целого народа, – есть самая ужасная смерть, какой только трепетать можно. Сократ, принимая стакан с ядом, благословил того, кто подал ему оный и кто сам в то же время проливал слезы. А Иисус Христос? Он, среди ужаснейших мучений, молится о бесчеловечных убийцах Своих!» (там же).
Старый адрес этой страницы: https://biograpedia.ru/?q=node/3892