Номер журнала «Новая Литература» за июль 2023 г.

Иоанн Креститель (John the Baptist)

Иоанн Креститель (John the Baptist), Святой (I в. н.э.) – последний в ряду пророков – предвозвестников прихода Мессии, непосредственный предшественник Иисуса Христа, проповедник и аскет-пустынник. Он был сыном Захарии, престарелого священника, и Елисаветы, жены его (Лк. 1, 13), и родился за шесть месяцев до рождения Господа Иисуса Христа. Согласно Евангелию от Луки, Иисус и Иоанн Креститель были родственники, хотя степень их родства неизвестна. Рождение Иоанна и служение его были предсказаны ангелом Гавриилом, Исаией и Малахией. Обстоятельства, предшествовавшие и последовавшие за рождением Иоанна Предтечи, подробно изложены в Евангелии от Луки (1, 1–80). Юность свою Иоанн провёл в пустыне до самого времени своего явления народу. Одежду носил он из грубой верблюжьей шерсти, с кожаным поясом на чреслах, а пищей для него служили акриды, род саранчи, и дикий мёд (Мф. 3, 4, Мк. 1, 6). Выступление Иоанна Крестителя на всенародную проповедь датируется в новозаветном сообщении пятнадцатым годом правления императора Тиберия (Лк., 3, 1), т.е. 27 или 28 н. э., в прокуратурство над Иудеей Понтия Пилата и в правление Галилеей Ирода Антипы. Апокрифическая традиция утверждает, что Иоанну при этом было 30 лет. Иоанн начал проповедовать в пустыне Иудейской и призывать народ к покаянию в грехах и исправлению жизни. Его проповедь была очень сильна, хотя немногословна. «Покайтесь, – восклицал он, – ибо приблизилось царствие Небесное!» (Мф. 3, 2). Сила слов его была так велика, что Иерусалим, и вся Иудея, и вся окрестность иудейская выходили к нему, и крестились от него во Иордане, исповедуя грехи свои (Мф. 3, 5). Первоначальным местом проповеди Иоанна была пустыня Иудейская, впоследствии берега Иордана, преимущественно Вифавара и Еннон. Увещевая народ к покаянию и исправлению греховной жизни, Иоанн проповедовал ему, что крещение водой, совершаемое им, есть только приготовление к принятию Мессии, и что Мессия, имеющий вскоре явиться, есть больший его, Иоанна Крестителя. И вот в числе других к Иоанну Крестителю приходит еще не известный народу Иисус Христос, чтобы принять вместе с другими крещение и требует крещения от руки Иоанновой, дабы, как сказал Он, исполнить всякую правду (Мф. 3, 15). Суровый проповедник пустыни, видя грядущего к нему Иисуса, указал на него народу и ученикам своим как на Агнца Божия. Евангелисты Матфей (3, 13–17) и Марк (1, 9–11) подробно передают обстоятельства, предшествовавшие крещению Господа от Иоанна в Иордане, и последовавшие за этим события. Засвидетельствовав о Христе как об истинном Сыне Божием и Спасителе мира и пред народом (Ин. 1, 15–18), и перед священниками и левитами (I, 19–28), и перед учениками своими (1, 35–37), Иоанн Креститель продолжал своё высокое служение, являя при этом глубочайшее смирение. Он до того проникся смирением, что считал себя недостойным развязать ремень у обуви Его (Ин. 1, 27). Обличая пороки и заблуждения людей, Иоанн Креститель, подобно Илие, не щадил и властителей земных. В качестве ревнителя праведности Иоанн Креститель выступает с обличением Ирода Антипы, тетрарха (правителя) Галилеи, который отнял у своего брата жену Иродиаду и при жизни прежнего мужа женился на ней, грубо нарушив иудейские обычаи. Ирод Антипа заключает Иоанна в темницу, однако не решается казнить, страшась его популярности (Мф. 14, 3–5; Мк. 6, 17–20). Однажды на пиру по случаю дня рождения тетрарха его падчерица Саломея (не называемая в Евангелиях по имени) настолько угождает отчиму своим танцем, что тот обещает исполнить любую ее просьбу. По наущению Иродиады, ненавидевшей Иоанна Крестителя за обличение её беззаконий и безнравственности, Саломея просит голову Иоанна Крестителя. И хотя царь Ирод огорчился такой просьбе, он, чтобы не показаться неверным своему слову перед гостями, послал в темницу оруженосца (спекулатора), и тот, усекнув главу его, подал её на блюде девице, а та относит её для глумления Иродиаде. Услышав об этом, ученики Иоанновы пришли и похоронили тело его, потом пошли ко Христу и рассказали Ему о случившемся (Мф. 14, 6–12; Мк. 6, 21–29). Память великого пророка Предтечи и Крестителя Иоанна св. Церковь совершает семь раз в году, а именно: 23 сентября – в честь его зачатия, 24 июня – в день его рождения, 29 августа – в день усекновения его главы, 7 января – на другой день Крещения Господня, 24 февраля – в память первого и второго обретения его главы, 25 мая – в память третьего обретения его главы и 12 октября – в память перенесения из Мальты в Гатчину, в 1799 г., десной руки его. Образ Иоанна Крестителя играет в православной традиции более важную роль, чем в католической. Если католическая традиция воспринимает Иоанна Крестителя как пророка, правдивого свидетеля пришествия Христа и неустрашимого обличителя власть имущих, то православная наряду с этим подчёркивает в нём черты идеального аскета, пустынника и постника.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Как издать бумажную книгу со скидкой 50% на дизайн обложки