Рипа (Ripa), Чезаре

Рипа (Ripa), Чезаре (ок. 1560, Перуджа – 22.01.1622, Рим), кавалер – итальянский эрудит и интеллектуал, иконограф. Уроженец Перуджи, он в юности переселился в Рим, где был слугой (занимался разделкой дичи – trinciante, бук. «нарезчик»), поваром, а затем мажордомом (ответственным за все хозяйство своего патрона) кардинала Антонио Сальвиати (1537–1602), а после смерти кардинала служил его родственникам. Во время банкетов на Рипу возлагались также и другие обязанности, в их числе занимать гостей приятной беседой. Имея доступ к богатой кардинальской библиотеке, все свободное время посвящал занятиям наукой и литературой и составил «Иконологию» («Iconologia overo Descrittione Dell’imagini Universali cavate dall’Antichità et da altri luoghi» или коротко – «Iconologia») – иконографическую (эмблематическую) энциклопедию – собрание литературных описаний аллегорических образов и фигур (эмблем), олицетворяющих добродетели и пороки, искусства, времена года, части света и т.п. Источниками для него послужили мифы, Священное писание, исторические сказания, сочинения древних египетских, греческих и римских авторов. Первое издание 1593 года содержало только текст, начиная с издания 1603 года в текст книги вводятся иллюстрации, пятитомное издание 1764–1767 гг. было значительно расширено и проиллюстрировано гравюрами разных мастеров. За свой труд Рипа получил от папского государства (от папы Климента VII) дворянское достоинство и титул Кавалера Большого креста ордена Святых Маврикия и Лазаря (30 марта 1598). Широкому успеху труда Рипы способствовало его простое и компактное построение, с расположением аллегорий в алфавитном порядке и по группам: Добродетели, Пороки, Чувства, Человеческие страсти, Небесные тела, Части Света и т. д. Кроме подробного описания образа или явления, даётся краткое его определение, имеющее корни в классических или современных автору текстах. Несмотря на популярность труда, ставшего справочником для писателей, поэтов и художников Западной Европы, в особенности мастеров Контрреформации, и звание кавалера, Рипа после смерти своего покровителя оставался жить в Риме, но жил бедно, снимая жильё в самых скромных домах, и умер в глубокой нищете в январе 1622 года.

► О взаимоотношениях этого сочинения и художественной традиции существует подробное исследование Эмиля Маля. «С Рипой в руках, – писал Маль, – можно объяснить большую часть аллегорий, которыми украшены дворцы и храмы Рима» (Mâle É., «L’Art religieux après le Concile de Trente», Paris, 1932).

► «Зависть. Тощая и уродливая старуха с кожей синюшного цвета. Левая грудь у нее обнажена и терзаема змеёй, которая несколько раз обвилась вокруг груди. Рядом с ней – гидра, на которую та опирается рукой. Зависть заключается в радости за невзгоды других и в получении удовольствия от страданий, разрушающих и пожирающих человека изнутри. Истощение и сизый цвет кожи указывают на то, что, как человек синеет от холода, так же и зависть леденяща и гасит в себе любой огонь и благой порыв» (Ч. Рипа, «Иконология» в книге: «Науки о языке и тексте в Европе XIV–XVI веков», М., ИД «Дело», РАНХ и ГС, 2015).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

7 + 3 =