Баласагуни (Баласагунский), Юсуф хасс-хаджиб (Yusuf Khass Hadjib Balasaghuni)

Баласагуни (Баласагунский), Юсуф хасс-хаджиб Баласагуни (Yusuf Khass Hadjib Balasaghuni), (род. ок. 1018–?) – среднеазиатский тюркский поэт, автор поэтического шедевра – обширной (85 глав, 6520 бейтов – двустиший) дидактической поэмы «Благодатное знание» («Кутадгу билиг»). Юсуф родился в городе Баласагуне, известном также под названием Куз-орду, местоположение которого до сих пор с достаточной достоверностью не установлено. Судя по косвенным данным, этот город следует искать в Семиречье, в Чуйской долине. Баласагун, в котором родился автор, и Кашгар, в котором он творил, являлись в XI в. форпостами мусульманской учёности в Средней Азии. Работу над поэмой Юсуф закончил в 462 г. хиджры (1069/1070 г. н. э.) немолодым уже человеком; по словам самого автора, он сочинил свою поэму за восемнадцать месяцев. Он преподнёс поэму султану Кашгара, «царю Востока и Китая» Тавгач-Богра-хану (правил в 1058-1103 гг.). В благодарность за поэму Богра-хан пожаловал поэту высокое придворное звание – улуг хасс-хаджиб – главы всего придворного штата (в современном понимании что-то вроде министра двора или главного камергера). Улуг хасс-хаджиб – всевидящее око правителя и его правая рука: он наблюдает за исполнением законов и обычаев, входит в сношения с казначеем, писцами, ремесленниками, принимает и провожает послов, наблюдает за организацией и проведением официальных церемоний, выслушивает просьбы и жалобы бедняков и страждущих, докладывает о них правителю. Поэма Юсуфа Баласагунского является этико-дидактическим сочинением об искусстве управления государством и ведении государственных дел, написанным с целью указать путь, ведущий к познанию мудрости правления, житейского обихода и обращения с людьми. Это глубокое философское произведение, в котором анализируется смысл и значение человеческой жизни и определяются обязанности и нормы поведения человека в обществе, от правителя до простого смертного; при этом Юсуф не боится критиковать общество, в котором сам живёт. Надо отметить также, что поэма основана на мусульманской идеологии и пропагандирует эту идеологию. Но наряду с общемусульманскими идеями, которые поэт мог почерпнуть из многочисленных арабских и персидских сочинений, автор «Благодатного знания» широко использует для своих дидактических целей народную мудрость, устное поэтическое творчество тюрских народов, пословицы, поговорки. Превыше всего Юсуф ценит знание, с которым он связывает все человеческие достоинства. В поэме даётся описание качеств, необходимых везиру, военачальнику, хаджибу, секретарю, послу, писцу, казначею, повару, виночерпию, учёному, лекарю, толкователю снов, магу, звездочёту, купцу, скотоводу, ремесленнику и многим другим. Достоверно неизвестно, под воздействием каких факторов и обстоятельств написана поэма «Благодатное знание»; можно лишь предположить, что ими могли быть политические смуты и феодальные раздоры, сотрясавшие в ту пору Караханидскую державу. Возможно, Юсуф Баласагуни ощущал настоятельную внутреннюю потребность изложить в поэтической форме накопленные человечеством житейский опыт и этические знания для пользы раздираемого неурядицами общества и каждого человека. ► Из поэмы «Благодатное знание»: «Не пей, не блуди: винопитье и блуд – Два зла эти – к нищенской доле ведут»; «Себя от порочных людей береги, / От тёмных смутьянов подальше беги»; «Другим не завидуй, хмельного не пей – Два этих порока – источник скорбей». (Перевод С. Иванова; М., «Наука», 1983).

Старый адрес этой страницы: http://biograpedia.ru/?q=node/3867

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

90 − = 88