Ирод I Великий (Herod I) (73 – 4 до н.э.) – царь иудейский (37–4), был сыном Антипатра и родоначальником других одноименных ему царей, упоминаемых в Новом Завете. Он управлял Иудеей, тогда римской провинцией, в год рождества Господня в Вифлееме Иудейском. Хотя Ирод и носил титул царя, но был подчинён римскому императору. Он отличался своей дикой свирепостью. Целый ряд жестокостей ознаменовал его 34-летнее царствование – он убил даже собственную жену и двух сыновей. В тридцать третий год царствования Ирода в Вифлееме родился Спаситель, Иисус Христос. Узнав о новорождённом Царе Иудейском и опасаясь, чтобы Он не отнял со временем у него царства, Ирод истребил 14 тысяч вифлеемских младенцев, думая в числе их погубить и Богомладенца Иисуса; впрочем, вскоре после того он сам погиб ужасной смертью в Иерихоне – именно был изъеден заживо червями. Перед смертью он разделил управление царством между тремя своими сыновьями. Над Иудеей, Самарией и Идумеей он поставил правителем Архелая; над Галилеей и Переей сделал тетрархом Ирода Антипу, дав Филиппа в правители трём верхним областям на в. от Иордана: Итурии, Авраните и Трахоните (Лк. III, 1). Хорошо известное изречение Августа, который, услыхав, что Ирод в числе вифлеемских младенцев убил своего собственного сына, воскликнул: «Лучше быть свиньёю Ирода, чем его сыном!» прямо доказывает, что слух об избиении младенцев, в том или другом виде, достиг даже Рима. – Ирод был одним из самых близких друзей Марка Антония, и когда тот потерпел сокрушительное поражение, многие справедливо сочли, что дни Ирода сочтены: Октавиан Август не прощал тех, кто якшался с его врагами. Но не так прост был Ирод. Он отправился на о. Родос, где в то время отдыхал Август, и там, сбросив с себя царскую тогу, корону и царские регалии, оставив при себе лишь коварство души, в таком виде пал ниц к ногам императора. «Да, – чистосердечно признался он, я помогал Антонию людьми, деньгами, советами и даже мог бы присоединиться к нему со своими войсками, если бы не вёл в это время другие войны. Я не оставил его, – продолжать хитрить Ирод, – даже тогда, когда Марк Антоний потерпел поражение, и не разлюбил его после того, как на него свалилось такое великое несчастье. Более того, я делал всё, чтобы предотвратить его гибель. Я давал ему ценные советы, которые наверняка спасли бы его, имей он желание и волю им следовать. Я уговаривал его бросить царицу Клеопатру, самого опасного и коварного его врага, снова собрать войска и попробовать вернуть себе утраченное. Если, – продолжал Ирод, – мою привязанность к Марку Антонию, который наградил меня своей дружбой и осыпал милостями, можно рассматривать как преступление, то я виновен. Однако любое доброжелательное сердце принудило бы человека поступить именно так – разве можно оставаться неблагодарным к своему благодетелю? Прошу вас, ваше величество, поставить себя на место Марка Антония, и вы увидите во мне то же усердие, ту же верность, ту же любовь к вам, которые я прежде питал к вашему врагу». Столь разумные слова и благородные чувства понравились Августу. Он не только простил Ирода, но и оставил ему Иудейское царство, к которому присоединил ещё несколько крупных городов. Придя в восторг от «величия души», его решимости, его смелости в то опасное время, когда другие испытывали бы на его месте леденящий душу страх, он настолько зауважал этого лукавого царедворца, что даже сделал своим третьим по значимости другом после Марка Випсания Агриппы и Мецената. А хитроумному Ироду только это и было нужно. Об остальном он позаботится сам.
Ирод Антипа (Herod Antipa, 21 до н. э. – 39 н. э.) (см. Мф. XIV, 1, 3, 6) – сын Ирода Великого, иначе Сосипатр, управлявший Галилеей и Переей, четвёртой частью Иудейского царства, и потому называвшийся четверовластником (см. Лк. III, 1). Он был сладострастен и беспечен, отнял у Филиппа, брата своего, жену Иродиаду, за что и был обличён Иоанном Крестителем (Мк. VI, 18–20). Для удовлетворения своего праздного любопытства он пожелал видеть Господа Иисуса, прослышав о делах Его (Лк. IX, 7–9). Желание Ирода исполнилось: во время суда над Господом Понтий Пилат послал Его к Ироду, как жившего на подвластной ему территории; Ирод о многом Его расспрашивал, но Господь ничего не отвечал ему. За своё домогательство царского достоинства Ирод вместе с беззаконной женой своей Иродиадой был сослан римским императором Калигулой в заточение в г. Лион в Галлии.
Ирод Агриппа I (Herod Agrippa I, ок. 10 до н.э. – 44 н.э.) (Деян. XII, 1 и др.) – сын Аристобула, внук Ирода Великого. В юности довелось ему жить в Риме, где император Тиберий препоручил ему в смотрение внука своего. Но Агриппа чувствовал более привязанность к Калигуле, сыну Германика. Тиберий, прознав про это, приказал заключить его в темницу и заковать в цепи, заподозрив в измене и злом умысле на жизнь императора. Через шесть месяцев после этого на императорский трон в Риме взошёл Калигула и освободил сидельца. За страдания и терпение, перенесённые узником, Калигула подарил ему золотую цепь весом, равным железной, которой он был прикован в темнице. Он присовокупил к этому ещё и другие подарки. Он также повелел Ироду принять титул царя и отдал ему Тетрархию (Галилею) дяди его, к которой император Клавдий, наследник Калигулы, присоединил провинции, составляющие прежде царство Ирода Великого. Агриппа управлял своими подданными как отец родной, но омрачил своё правление преследованием христиан в угоду иудеям, и простёр снисхождение своё к ним даже до того, что приказал умертвить мечом Святого Иакова, а Святого Петра заключил в темницу. Иудеи называли его богом. Предание повествует, что Промысел Божий наказал Ирода, поразив какой-то внезапной внутренней болезнью (Деян. XII, 1–10), продолжавшейся только четыре дня, а на пятый день он скончался во дворце своём, изъеденный червями (Деян., XII, 20–23). Случилось это на седьмом году его царствования (летом 43 г. н.э.).