Базедов (Basedow), Иоганн Бернгард (11.09.1724, Гамбург – 25.07.1790, Магдебург) – немецкий педагог и реформатор системы образования и воспитания. Родился в Гамбурге. Мать его была психически больная, а отец, по профессии парикмахер, – человек малообразованный и настолько жестокий, что сын сбежал из родного дома. Сельский врач в Голштинии, у которого юноша нашел приют, заметил его недюжинные способности, привел его обратно к отцу и убедил последнего дать сыну возможность учиться. В 1746 г. Базедов поступил в Лейпцигский университет, где с трудом перебивался случайными заработками. В 1748 г. поступил воспитателем в дом аристократа фон Квалена. К своему семилетнему ученику, отпрыску аристократа, он применил новые способы обучения и сильно продвинул его вперед. Свой способ обучения он изложил печатно: «Inustitata et optima honestioris iuventutis erudiendae». В 1753 г. его пригласили на должность профессора моральной философии в знаменитую рыцарскую (военную) академию в Сорё (Зеландия, Дания). Как профессор он пользовался большой популярностью, но вызвал неудовольствие ортодоксальных лютеранских кругов своими богословскими сочинениями. Правительство перевело его в гимназию в Альтоне. С 1768 г. начинает интенсивно заниматься педагогикой как наукой, находясь под значительным влиянием педагогического романа Ж.-Ж. Руссо «Эмиль». В 1770 г. была опубликована его книга «Methodenbuch für Väter und Mütter der Familien und Völker», а в 1788 г. появляется вторая – «Vorstellung an Menschenfreunde und vermögende Männer über Schulen, Studien und ihren Einfluss in die öffentliche Wohlfahrt». В ней проводится мысль, что благополучие государства зависит от гражданской доблести, доблесть же эта покоится на воспитании и обучении. Педагогические сочинения Базедова произвели большое впечатление в обществе. В 1771 г. Базедов был приглашен на службу к князю Леопольду Ангальт-Дессаускому. Сначала он там работает над педагогическим трудом «Elementarwerk» и издает его (1774) с гравюрами Ходовецкого. В том же году приступает к практическому осуществлению своих педагогических идей и открывает школу «Филантропин» (Philantropinum). Две идеи положены в основу воспитательной работы в «Филантропине»: естественность и целесообразность. Они нашли одобрение таких людей, как Лессинг, Кант, Эйлер. Раздавались, конечно, и резкие протесты. Так, Гердер заявил, что не доверил бы Базедову даже присмотр за телятами, не говоря уже о воспитании людей. «Космополитизм, непонимание значения христианской религии в воспитательном деле, ложный взгляд на роль древних языков» – вот такие недостатки видели противники системы Базедова. Школа просуществовала до 1793 г.; Базедов, натура самостоятельная, беспокойная и неуживчивая, успел перессориться со всеми своими сотрудниками и умер в Магдебурге, незадолго до смерти выразив желание быть анатомированным для пользы медицинской науки.
Старый адрес этой страницы: https://biograpedia.ru/?q=node/434